Рынок мебели в 2022 году упал в штуках на 5%, но вырос в деньгах на 10%. Цены выросли примерно на 15% за счет логистических издержек и прочих затрат. У нас 2022 год был рекордным по показателю EBITDA за 26 лет существования компании. Рынок мебели примерно на год отстает от девелопмента – мы мебельщики продаем товары тем достойным покупателям недвижимости, которые потратили на нее деньги в 2021 году. Их, слава богу, достаточно. Трудный год у нас будет 2023, потому что мы будем продавать мебель тем, кто купил квартиры в 2022 году, а их количество значительно меньше.

Сокращение рынка предугадывать сложно. Мы ожидали в этом году снижение рынка, а оно произошло только в натуральном выражении. В стресс-сценарии мы ожидаем падение рынка в этом году на 20-25%.

Что делать и какие мы видим рецепты.

Во-первых, общее правило – если рынок упал на 20%, это вовсе не значит, что и ты должен упасть. Ты можешь вырасти на 30%.


Мы видим, что происходит резкая дифференциация игроков рынка на мелких и крупных. Компании с хорошей ситуацией «по кэшу» либо с доступом к дешевым кредитным ресурсам чувствуют себя очень неплохо. Логистические цепочки увеличились, нужно держать большие склады для производства. Поэтому в этом году я ожидаю массовое разорение мелких игроков рынка и увеличение доли крупных.

Российский рынок мебели давным-давно российский. Доля импорта (если исключить наших друзей белорусов) составляла в прошлые годы 25%, а в 2022 сократилась до 10%. Мы получили большой поток потребителей импортной мебели. Нужно понимать, что существование импортной мебели в России обосновывалось устоявшимися брендовыми предпочтениями клиентов. Есть бренд «итальянская мебель». Вот до 2022 года он был абсолютно непобедим.

Если ты богатый парень, мебель у тебя должна быть итальянская, иначе никуда.


Мы даже собирались купить какую-нибудь мелкую итальянскую фабрику, чтобы просто иметь бренд. На самом деле российские производители, и мы в том числе, давно делаем все тоже самое из тех же самых материалов по тем же самым технологиям, дизайнеры у нас хорошие, а станки и оборудование зачастую у нас даже поновее.
Поэтому прошлый год у нас был довольно успешным, так как он показал, что в России может производиться все то же самое. Формально итальянская мебель никуда не ушла, но теперь за нее нужно платить в Италию лично переводом в евро, а это никому не нравится. Можно сказать, что российская мебель стала бенефициаром ухода итальянской мебели.

Коллеги сказали, что не хотят повторения 90-х. Я очень хочу. И они повторяются. Потому что 90-е – это хаос. 


А хаос – это время возможностей, когда из гаража можно сделать большой бренд. Потому что большие ребята уехали из России. Но нужно действовать очень быстро и четко, потому что ниши занимаются мгновенно.

Клиент хочет покупать все в одном месте и не хочет больше бегать по магазинам. Мы ожидаем рост бизнеса за счет выхода в смежные отрасли. Наша компания открыла производство мягкой мебели, совпадающей по дизайну с нашей основной корпусной мебелью. А также активно наращиваем текстильное направление и стараемся улучшить сервис для удобства клиента. Что касается онлайна, нужно понимать, что с чеком на миллион рублей онлайн много не напродаешь – с клиентом все - таки нужно поговорить. Наша задача сделать так, чтобы большую часть времени, которую клиент тратит на покупку, он проводил с нами онлайн – ему так удобнее и он хочет так.

Из выступления на конференции «Ритейл – 2023:точки опоры», организованной Forbes