«Почему мой номер сегодня не убрали? Почему халат несли 2 часа?», «Я ждал стейк 40 минут!», «Никакого сервиса, на ресепшен на меня даже не взглянули!» — все чаще слышишь от гостей и читаешь в отзывах о любом отеле или ресторане. И это уже не случайность, это обыденная реальность.

В апреле-июне, да что там говорить, на протяжении всего 2020 года многие бизнесы и особенно Horeca истерично сокращали штаты, резали зарплаты. В общем как могли избавлялись от сотрудников. Бизнес, за редким исключением, отправлял людей на вольные хлеба.

Катастрофа на рынке персонала в ресторанах: причины и последствия



Перенесемся даже не в май 2021-го, а в март. Вся отрасль (рестораны и отели) судорожно пытается нанять хоть кого-то из линейного персонала, чтобы удовлетворить скачкообразно растущий спрос и обеспечить бесперебойную операционную деятельность. Под линейным персоналом я подразумеваю уровень до менеджера, то есть официантов, поваров, стюардов, горничных, администраторов. Менеджеров как раз хоть отбавляй, кроме продаж. Делается все что угодно — ставки поднимаются чуть ли не каждую неделю, для самых проблемных позиций предлагается проживание. Людей нет! Нет ни в марте, ни в апреле, ни в мае, а потребность только растет.

В нашем бизнесе, в нашем отеле, мы пошли другим путем. Да, мы уходили на какое-то время на 60% от оклада, но сокращали очень точечно и менее 10%. Линейные же сотрудники вышли на полную оплату уже в середине июля 2020 года. Помогло ли это? Да, однозначно помогло. В сравнении с многими коллегами по отрасли мы чувствуем себя чуть увереннее с хорошим костяком команды, но и так долго не протянуть. Единственное, где мы промахнулись, — горничные. Их в штате у нас не было, они оформлялись через аутсорсинговую компанию.

Что же привело к подобной ситуации? Постараюсь перечислить все факторы.

Первое — отток мигрантов из Средней Азии из-за закрытия границ.
Второе — отток иногородних сотрудников россиян в свои домашние регионы
в начале и середине 2020-го.
Третье — переход оставшихся мигрантов из Horeca в производство и другие отрасли, которые наращивали штаты в 2020-м (например, производство масок, строительство или доставка).
Четвертое — возросшая конкуренция между регионами страны за сотрудников в отрасли. Краснодарский край повышает ставки, и происходит отток в южные регионы, где также ощущается нехватка персонала.
Пятое — смена поколений и ценностей у молодого поколения.
Шестое — снижение престижа профессии до самого низкого уровня за последние два десятилетия вместе с одновременным падением доверия к работодателям, выбросившим массы сотрудников в пандемию «на улицу».
У такого серьезного кризиса с персоналом, почти катастрофы, не может
быть одной причины. Все шесть, а возможно и больше, случились одновременно и создали идеальный шторм в индустрии.

Какие варианты развития событий возможны и как это может изменить отрасль?

Кажется, что стоит поднять оклады — и потянутся вереницы соискателей, но, во-первых, есть экономический предел для роста, при котором бизнес проще закрыть, во-вторых, мы не в вакууме и есть другие отрасли с более интересными перспективами здесь и сейчас, и им тоже нужны таланты.

Проблема намного глубже. При текущей системе налогообложения (в том числе отчислений с заработной платы, налоге на прибыль и НДС) и, что очень важно, при текущем уровне платежеспособного внутреннего спроса в гостиничном бизнесе мы имеем естественные экономические ограничения для предельного уровня окладов.

В структуре расходов отеля доля персонала составляет 50%, далее — себестоимость продуктов, амортизация, коммунальные платежи.


Получается: персонала не хватает, условия не привлекательные в сравнении с другими возможностями на рынке, существенно улучшить их не представляется возможным из-за избыточного налогообложения и недостаточной маржинальности по причине отсутствия достаточно платежеспособного спроса.

Давайте пофантазируем на предмет возможных сценариев развития событий.

Сценарий №1. Открываются все границы — и поток мигрантов заполняет вакантные места. Возможно, но маловероятно. Говорят, что Узбекистан уже поехал в Эмираты замещать Индию. Менять Эмираты на Россию никто из них не будет. То есть мы имеем глобальное перераспределение рабочей силы, вызванное пандемией. Также высока конкуренция за мигрантов со строительством, производством и ретейлом. Много неизвестных у этого сценария.
Сценарий №2. Массовое повышение уровня зарплат за счет снижения маржинальности либо повышения цен за услуги вместе с повышением уровня престижности отрасли для переманивания кадров из других отраслей и конкуренции за молодых талантов. Повышение цен ограничивается уровнем платежеспособного спроса.
Сценарий №3. Банкротство и закрытие части отелей и перераспределение талантов между оставшимися на рынке.
Сценарий №4. Снижение благополучия местного населения настолько, что люди будут согласны работать за любые деньги, чтобы только прокормить себя.
Сценарий №5. Правительство снизит налоговую нагрузку на индустрию, появится возможность поднять уровень оплаты без снижения маржинальности и резкого увеличения продажной цены услуг.

Возможно, вы предложите еще несколько своих сценариев. Мне каждый из них в отдельности кажется маловероятным. Полагаю, как и в случае с причинами текущего кризиса, дальнейшее развитие событий также будет включать в себя сразу несколько сценариев одновременно. Уже сейчас происходит сценарий №2,
частично что-то произойдет из №1, кто-то закроется, и часть сотрудников
перетечет в другие отели, а благополучие населения и его платежеспособность, согласно данным Росстата, падает с 2012 года. И давайте признаемся, сценарий №5 мало кто сочтет возможным.

Другие колонки Якова Адамова