Отрасли были в СССР, их состав регламентировал ОКОНХ — Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, на смену ему в Российской Федерации пришел ОКВЭД, и теперь классифицируются виды экономической деятельности, которые более детализированы.

Экономическая деятельность как процесс — есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг (см. стр. 9 методических рекомендаций Статистической комиссии ООН). Отрасль же экономики — совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности (см. стр. 7 методических рекомендаций Статистической комиссии ООН).

Например, отрасль «Торговля и общественное питание», в которую входили и торговые объекты, была, и в виды деятельности она перекочевала под различными группами от розничной торговли до торговли мотоциклами. Поэтому даже при всем желании торговые центры в отрасль не выделить, а вот насчет отдельного вида деятельности можно подумать.

Во-вторых, наивно думать, что только отсутствие отдельного кода в ОКВЭД не позволило торговым центрам получить необходимую господдержку во время волны ограничений. Я глубоко убежден в том, что поддержка оказывалась в первую очередь тем организациям, которые при своем закрытии могут спровоцировать серьезные социальные или культурные проблемы: безработицу, социальные волнения. При всем уважении, в самих торговых центрах трудится не настолько много людей, как в сфере образования, розничной торговле или организациях досуга. Кроме того, при банкротстве торгового центра само здание никуда не исчезает, а по процедуре банкротства переходит к управляющему, затем к основному кредитору или в третьи руки. Страдает в этом случае девелопер, инвестор или иной собственник объекта — предприниматель. Поэтому при «раздаче господдержки» власти и обошли вниманием торговые центры.

В-третьих, даже если выделять торговые центры в вид деятельности, то почему в него не должны попасть объекты меньше 5 тыс. м2. Этот районный формат является сейчас весьма перспективным и востребованным, а деятельность таких бизнес-субъектов, по сути, не отличается от более крупных.

Вместе с тем действительно сейчас статус торговых центров не до конца ясен, что создает проблемы и в общении с ведомствами и органами власти. Несмотря на то что профильное министерство промышленности и торговли принимает участие в их деятельности, но достигается это в основном через целенаправленную работу организаций, продвигающих интересы торговых центров. И я говорю не только о Российском совете торговых центров, но и о Союзе торговых центров: Россия, Белоруссия, Казахстан, и об Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН). Именно благодаря этим сообществам власти слышали и открывали регионы, помогая таким образом и самим девелоперам. И такая поддержка не была односторонней — в России в торговых центрах развернуто несколько десятков прививочных пунктов, а сами девелоперы распространяют маски и перчатки и обеспечивают меры защиты от коронавируса.

Думаю, что выделение отдельного вида деятельности — это лишь часть работы, которую нужно сделать для урегулирования статуса ТЦ. И есть гораздо более важные цели: регламентирование понятия торговый центр в законодательстве, организация профильных департаментов, актуализация нормативной базы. Уверен, что это пойдет на пользу как самим торговым центрам, так и государству.