Много лет назад владелец одной сети по продаже меховых изделий придумал идею, как обелить рынок, на котором работает его компания. И начал ходить по кабинетам чиновников, продвигать эту идею. Сначала его не очень слушали – но он был настойчив. Так возникла маркировка на шубах. Результат был фантастический. Уплата налогов в этой отрасли торговли выросла во много раз, и статистика таможни почти сошлась с данными аналитиков. Ну и его розничная сеть выросла.

Государству идея очень понравилась и чиновники начали маркировать всё подряд. Так, была создана без конкурса (!) специальная компания ЦРПТ, он же «Честный Знак». Правда, предприниматели тут же обозвали его «НЕчестным знаком».

Ещё раз. Частную компанию назначили оператором государственной маркировки... и понеслось...


Начали с одежды и обуви. Но на этом рынке порядка не случилось. Вроде бы и всё маркируют, но как-то ничего не поменялось. Работают огромные магазины, которые продают «Абибас» и прочие прекрасные бренды. А вот честные предприниматели теперь платят просто больше денег и имеют новую головную боль, пока остальные банально откупаются при проверках. И количество марок в обращении явно превышает размер легального рынка.

Но ЦРПТ же получат деньги с каждой марки. 60 копеек, вроде бы, и деньги не большие – но товаров то много. Кроме того, статистика гласит, что каждую вторую марку приходится перевыпускать из-за порчи в процессе использования.

Но проблема тут совершенно не в 60 копейках, а в том, что путается задача собрать налоги, победить контрафакт или наполнить карман частной компании ЦРПТ.


Одно дело шубы, где был огромный процент контрабанды. Товар крупный, и все проблемы и стоимость маркировки ерунда по сравнению с выигрышем государства. Совсем другая ситуация в настольных играх и товарах для творчества. Товары маленькие и дешёвые. Разные в размерах. В большинстве своем производимые в России.

Линия для автоматического нанесения марки стоит несколько миллионов рублей. Но на каждый размер/тип товара нужна своя линия. Производителям придётся не сладко. Я услышал от двух производителей одобрение. Прекрасно, конкуренты не справятся, нам будет лучше. Увы, всё не так! Кросбордерная торговля (AliExpress и т.д.) явно будет освобождена от этого оброка и конкурентоспособность импорта мимо таможни ещё возрастёт. А вот точки, где продают продукцию этих производителей могут и закрыться.

Как будет теперь выглядеть путь товара до потребителя. Производство, маркировка кодом, сканирование кодов товара, отправляемых оптовому покупателю, далее упаковка, генерация и наклейка группового кода на каждый короб, транспортировка до оптового покупателя, сканирование оптового короба (или всех кодов на каждом товаре, что будет чаще), отгрузка в магазин со сканированием каждого кода на каждом товаре, запаковка, транспортировка, сканирование каждого кода при приёмке, сканирование каждого кода при продаже.

Каждое дополнительное сканирование с перепаковкой будет стоить 5-10 рублей (логистические компании в основном в тарифе добавляют 7 рублей). На каждом этапе. Именно поэтому больше всего подорожают самые дешёвые товары. Сейчас стоимость наклейки кодов на транзитном складе в Прибалтике составляет 12 евроцентов с каждого товара, то есть 10 рублей. Ещё появились специальные фирмы по маркировке, куда должен заехать груз и где за маленькую мзду вам всё отмаркируют. В сетях, которые работают с маркированным товаром, в IT-отделах появились специальные сотрудники, которые только кодами и занимаются. И стоят они дороже, чем расходы на коды.

Гадость в том, что за каждую (ещё раз, за каждую ошибку) может быть наложен штраф до 500 тыс. рублей.


И все эти ошибки будут фиксироваться, далее придёт общий штраф, через года два на 10-20 млн рублей. А при попытке отсканировать код, который отсутствует в системе, касса заблокируется. Ну и уголовную ответственность тоже предусмотрели. Если работник что-то не так «насканировал», забыл, поленился (а товар принимается иногда по неделе или больше, если это завоз товара на сезон), уволился, а ещё через год за его деятельность прилетит штраф на много миллионов рублей.

Портится ли товар, когда его распаковывают? А что делать, если товар слишком мелкий, чтоб на него что-то клеить? Какой в этом резон, если участники рынка не видят контрабанды и контрафакта – ну не шубы это! Нет ответов на эти вопросы.

В Японии бессмысленную, не приносящую пользу обществу (компании, клиенту) деятельность называют муда.


Ну и есть еще различные мелочи. Для оснащения каждого магазина необходимо оборудование примерно на 200 тыс. рублей – нужны качественные сканеры, нужна ЭЦП (электронно-цифровая подпись) и т.д.

Краткое резюме:

Сейчас с этим товаром работает более 40 тыс. магазинов по стране (настольные игры и творчество продаётся в книжных магазинах, в канцелярских, в детских, в хозяйственных и в райпо и сельпо), сотни оптовиков, импортёров, производителей. На реализацию этой инициативы необходимо будет потратить много денег, в отрасли вырастет занятость (а людей и так брать неоткуда!). Понадобятся квалифицированные люди в IT-отделах для внедрения и поддержания нового ПО, сократится количество магазинов, налоговые поступления в бюджет заведомо снизятся. А, забыл! Зато у ЦРПТ «Честный Знак» выручка и прибыль, конечно, вырастут. На мой взгляд, стоимость контроля не должна быть больше прибыли! И это знает каждый владелец бизнеса, но этого почему-то совершенно не понимают чиновники.

1. Вводить маркировку можно только в тех отраслях, где этого просят лидеры рынка.
2. В тех отраслях, где одновременно присутствует большая доля контрабанды и контрафакта (и это должно быть подтверждено статистикой).
3. В сегментах торговли, где товары стоят в рознице заведомо больше 1000 рублей.

Если одновременно не выполняются эти три условия – то делать так – преступление!
Товары для творчества подорожают только из-за этого в 1,5 раза (а цены на сырьё за год поднялись тоже в 1,5 раза). Считайте сами, какие будут цены. Да, я знаю, что есть контрафактные наборы «Монополии». Я знаю, что подделывают пластилин Play-Doh. И что? Кроссовки-подделки Adidas есть в продаже по всей стране. С маркировкой и без. Не влияет маркировка.