Дым отечества

Сигареты — самая крупная в России по товарообороту категория товаров повседневного спроса (FMCG). По данным розничного аудита компании Nielsen, в денежном выражении на них приходится почти 15% от выручки этого сектора, и за прошлый год доля увеличилась почти на 0,8%. Табачная индустрия — вторая отрасль по объему налоговых платежей в федеральный бюджет РФ после нефти и газа. Доход бюджета РФ от акцизов на сигареты в 1,5 раза больше, чем от акцизов на алкоголь. В прошлом году он составил почти 600 млрд рублей. Но за последние 6 лет минимальная ставка акциза на 1000 сигарет в России выросла более чем в 3,5 раза: с 730 до 2568 рублей. Этот факт, а также негативные тенденции в экономике и развитие теневой торговли привели к сокращению легального рынка сигарет в натуральном выражении. За прошлый год он сократился на 6% год к году (а за последние 6 лет уменьшился почти на 40%).

Зато рынок нелегальной табачной продукции активно развивается. За 2017–2019 годы его доля в общем обороте табачных изделий увеличилась в три раза — с 4,6 до 15,6%, следует из данных журнала «Эксперт». Из-за этого государственная казна в прошлом году недосчиталась свыше 100 млрд рублей акцизных и налоговых платежей. К примеру, в Петербурге доля распространения нелегальной табачной продукции в конце прошлого года составляла 6%, в Ленобласти – до 7%. За низким процентом стоит значительное количество – в Северной столице вне закона свыше 23 миллионов пачек сигарет, а ущерб, который они причиняют бюджетам всех уровней приближает к отметке в 1,5 млрд руб.

Цифра на страже качества

Исправить сложившуюся ситуацию должна система цифровой маркировки и прослеживания табачной продукции на территории РФ. Уже с 1 июля этого года в рознице должны остаться только табачные изделия с новыми Data Matrix-кодами.

Суть маркировки сводится к тому, что на производстве устанавливают оборудование, которое позволяет наносить коды на товар (в случае с сигаретами — на коробку и саму пачку, в других товарных группах — на этикетку). Для импорта коды наносят за пределами России: или в стране производства, или на таможенном складе (с 1 июля 2019 года все пачки сигарет крупных производителей, официально произведённые для продажи в России или легально импортированные, уже оснащены такими Data Matrix-кодами). 

В отличие от бумажных марок, голограмм или радиочастотных меток, коды Data Matrix невозможно подделать. С их помощью система накапливает информацию о товаре с момента его выпуска до момента выбытия (продажи) на кассе. В результате бизнес-процессы становятся прозрачными, рынок избавляется от нелегальной продукции, а производители и ретейлеры повышают эффективность своей работы.

У каждой программы маркировки был тестовый период длиной в 1-2 года. За это время участники рынка в диалоге с государством и оператором системы маркировки могли подобрать технические решения, испытать их и отладить. Благодаря этому удалось избежать повышения цен и перебоев в поставках продукции.

Сейчас в системе маркировки табака зарегистрировано 9,5 тыс. участников рынка, включая производителей, которые выпускают 98% всего объема сигарет в России. Все остальные - вне закона и будут нести полную ответственность за продажу немаркированных табачных изделий (для юрлиц штраф за это составляет до 300 тыс. рублей с конфискацией товара).

«Маркировка – это инструмент, который поможет работе легальных участников рынка. Например, магазины часто не догадываются, что продают подделки или контрафакт. Из-за этого им грозят штрафы, а иногда даже реальные тюремные сроки. Маркировка исправит эту ситуацию», - говорит руководитель направления «Табак» оператора национальной системы маркировки ЦРПТ Ян Витров.

 Производителям, по его словам, новая система также выгодна. Недаром они уже заказали в ЦРПТ более 11 млрд кодов. Государство, в свою очередь, получит эффективный инструмент контроля рынка – время на проверку легальности продукции с маркировкой сократится в разы. «А главное, потребители смогут сами проверять подлинность каждой пачки сигарет с помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак», отсканировав код маркировки, чем немало помогут государству в борьбе с контрафактом», - заключил Ян Витров. 

Маркировка против контрафакта

Производители ожидают, что система маркировки станет эффективным инструментов для решения проблемы торговли нелегальными сигаретами.

«Понятно, что главная цель реформы — поставить барьер на пути контрафакта, которого на рынке сейчас до 15% от общего объема. За первые полгода тестовой работы реформы в Сибири уже поймали за руку компанию, которая пыталась нанести на пачки Data Matrix, не зафиксированный в системе. Ей пришлось отозвать продукцию», - рассказал руководитель проекта маркировки «Бритиш Американ Тобакко Россия» Марат Аблязов. Главной проблемой внедрения новой системы маркировки, по его словам, является низкий уровень цифровизации в стране. 

«Тот же электронный документооборот внедрен менее чем в 1% компаний. Поэтому у дистрибьюторов, которые данный вопрос вовремя не решили, возникли проблемы. Кроме того, стала очевидна низкая заинтересованность в автоматизации мелкого ретейла. Да, везде должны быть электронные кассы. Но для их внедрения есть ряд преград, связанных с электронной цифровой подписью», - делится Марат Аблязов.

С коллегой согласен директор по работе с органами государственной власти JTI Россия Василий Груздев. По его словам, уже очевидно, что новая система маркировки эффективно выявляет продажи нелегальных сигарет. «Это позволит легальным производителям - правообладателям товарных знаков оперативно обращаться за защитой своих законных интересов в правоохранительные органы. Но необходимо закрепить официальный порядок предоставления соответствующей информации о выявленном контрафакте легальным производителям», - говорит он. 

Также важно, чтобы все торговые предприятия в оптовом и розничном звене, которые зарегистрировались в системе маркировки и хотят продолжить торговлю табачной продукцией, своевременно выполнили требования законодательства и к 1 июля полностью перешли на электронный документооборот. Это эффективно застрахует добросовестных участников рынка от появления на рынке нелегальной продукции», - уверен он.

Управляющий по корпоративным вопросам региона Север, аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России Елена Киянова отмечает, что внедрение обязательной цифровой маркировки – важный, но не единственный инструмент для решения проблемы контрафакта. «Необходим комплексный подход. Нужна предсказуемая и взвешенная налоговая политика государства, более жесткие санкции за производство и сбыт нелегальной табачной продукции (в том числе обязательное уничтожение изъятой нелегальной табачной продукции и оборудования для ее производства), введение государством единой минимальной цены на табачные изделия», - перечисляет она. А чтобы обеспечить полную прослеживаемость оборота табака, дистрибьюторы, оптовики, розничные сети, представители несетевой розницы, все без исключения торговые организации должны не только зарегистрироваться в ГИС, но и перейти на электронный документооборот. «По нашим оценкам, пока не все компании к этому готовы. Те, кто к 1 июля этого не сделает, могут, к сожалению, потерять право заниматься реализацией табачной продукции», - говорит она.

Готов ли ретейл?

В компании Х5 Retail Group, которая в качестве теста уже какое-то время продает табак с новой маркировкой, MarketMedia сообщили, что включение максимальной розничной цены в двухмерный код позволило ускорить процесс продажи продукции на кассе и минимизировать количество ошибок, связанных с человеческим фактором. «Мы намерены и дальше участвовать во всех пилотах маркировки по категориям продукции. Это позволяет заранее оценить необходимые инвестиции в IT, участвовать в обсуждении параметров проектируемой системы и заблаговременно начинать ее тестирование», - сообщили в пресс-службе компании.

Но, как выяснилось, не все компании, торгующие табаком, готовы к торговле маркированными табачными изделиями с 1 июля. «Да, у нас есть и электронная касса и другие технические спецсредства. Но мы еще не всю регистрацию получили. Думаю, в течение месяца завершим эту работу», - рассказал Олег Педан, гендиректор компании «Харниш» (сигарные бары и магазины по торговле табаком). Но он надеется, что новая система маркировки поставит заслон на пути табачного контрафакта. «Мы торгуем сигарами и видим, что в этом сегменте доля нелегального товара составляет около 30% от общего рынка, если не больше», - говорит он.

А Дмитрий Чтецов, председатель комитета по ретейлу петербургского регионального отделения «Деловая Россия» добавил, что маркировка становится дополнительным грузом для торговых сетей. «Она достаточно сложна с точки зрения внутренних процедур ретейла – нужно сканировать буквально каждую пачку, а это огромные затраты времени и труда. Так что, Data Matrix-код нужно внедрять постепенно, в тестовом режиме. По крайне мере, в средних и крупных торговых сетях запускать ее стоит не ранее 1 октября, чтобы компании успели разработать дополнительные внутренние процедуры», - говорит он. По его словам, в магазинах официальных торговых сетей нелегальной табачной продукцией нет. Но она однозначно присутствует в сегменте мелкой розницы.

Правда, одной маркировкой проблему нелегального табака, по словам экспертов, не решить. «Чтобы реально победить эту заразу, нужно разрешить продажу табачных изделий в Интернете. Многие нелегалы-табачники сейчас в онлайне. Их никто не проверяет и за руку не ловит. А честным продавцам в Интернет доступа нет – закон это запрещает», - заключил Олег Педан.