Российская обувная розница ― это малый и микробизнес, индивидуальные предприниматели. Доля самых крупных сетей в ней не превышает 5%, а на топ-10 приходится лишь около 15%. В нашей экосистеме у 85% предпринимателей, торгующих обувью, только один магазин. Около половины предпринимателей (45%) стали использовать онлайн-кассу лишь в прошлом году, по требованию законодательства. Этот бизнес слабо автоматизирован, товарный учет ведется в Excel или в тетрадке. В чеке пробивается «позиция по свободной цене», без какой-либо расшифровки товара. Огромное количество предпринимателей работают по дополнительным кодам ОКВЭД, и чем они торгуют — можно узнать, только придя в их магазин. Фактически это невидимый и не учитываемый в экономике рынок — «слепая зона».
С введением маркировки эта часть обувной розницы наконец стала проявляться. Мы провели анализ магазинов, торгующих маркированной обувью. Выяснилось, что обувных магазинов в нашей экосистеме в 2 раза больше, чем мы думали. Похожая ситуация не только в экосистеме «Эвотора», но и в отрасли в целом.

Большая часть обувной розницы, с которой мы работаем, подготовилась к маркировке еще ко 2 марта и многие уже в марте стали продавать обувь, сканируя при продаже код маркировки. Затем был локдаун. Но в июле, когда маркировка стала обязательной, продажи обуви со сканированием кода маркировки выросли в 2,7 раза по сравнению с июнем, а количество магазинов ― в 2 раза.

Внедрение маркировки привело к кардинальным изменениям обувной розницы. Самое серьезное из них ― электронный документооборот ЭДО.

Мы видим, что поставщики и розница только учатся электронному документообороту и все сейчас набивают шишки. Возникают ошибки, связанные с корректной передачей кодов от поставщика продавцу по электронным накладным, которые потом могут аукнуться рознице. Например, на коробке с обувью могут быть нанесены коды маркировки, а в электронной накладной о них нет никакой информации. Или могут быть коды на товарах одни, а в накладной ― другие. Но если поставка не соответствует документам, то коды в системе маркировки (ГИС МТ «Честный ЗНАК») не перейдут на нового владельца. И в результате в системе маркировки этот товар не принадлежит магазину. Так что магазин не может его законно продавать. И при проверке контролирующими органами такой товар могут конфисковать.
Собственно, такие случаи уже были. В итоге неправильная работа в системе ЭДО может привести к фатальным для бизнеса последствиям.

Четыре совета тем, кто импортирует товар с маркировкой



Система маркировки обуви носит уведомительный, а не разрешительный характер. Да и закон ничего не говорит о том, чтобы получатель сверял коды маркировки на товаре и в накладной. Так что предприниматели могут принять такой товар без сверки, выставить на полку. Поэтому мы отдельно рекомендуем предпринимателям сверять коды маркировки на товаре и в накладной, чтобы избежать подобных ошибок, которые могут подвести бизнес под удар. Тем более что сейчас процесс сверки можно автоматизировать, существуют так называемые агрегированные коды, а у магазинов уже есть необходимое оборудование. Электронные накладные можно принимать на кассу, на смартфон, на терминалы сбора данных, и всю информацию легко сверить.

Замначальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Марина Кочнева на «Неделе ретейла 2020» перечислила самые распространенные нарушения, связанные с маркировкой:
1. Отсутствие самой маркировки.
2. Несовпадение информации о товаре в ГИС МТ и информации на упаковке: атрибутивного состава (например, на коробке указано натуральная кожа, а в ГИС МТ ― искусственная кожа), производителя.
3. Несовпадение собственника товара (в ГИС МТ один собственник, а продавец другой).
4. Статус кода маркировки не совпадает с реальностью (код маркировки «выбыт из оборота», а товар находится на полке).

Грубые нарушения, по словам Кочневой, могут стать причиной расследования, конфискации товара и судебного разбирательства. В несоответствии информации о товаре в ГИС МТ и на упаковке товара виноват не розничный продавец, который получил уже промаркированный товар, а поставщик/импортер или производитель. Возможно, в некоторых случаях необходимо предусмотреть распределение ответственности между участниками оборота за подобные нарушения. Тем не менее продавцы, закупая и принимая товар, должны в полной мере осознавать свою ответственность и возможные последствия.

В нашей экосистеме более 80% продавцов обуви и табака стали использовать ЭДО. При этом самое крутое, что предприниматели начинают использовать ЭДО и для немаркированных товаров: около 30% точек получали в октябре немаркированные товары по электронным накладным. Доля немаркированного товара в электронных накладных составила 18%. Это, по сути, настоящая технологическая революция. Как с трехколесного велосипеда пересесть в гоночный болид.

Внедрение товарного учета, которое идет в мелкой обувной рознице в связи с переходом на электронный документооборот, ― это еще и подготовка к законодательным изменениям следующего года. Поскольку с 2021 года уже всем предпринимателям нужно будет продавать по номенклатуре и указывать наименование товара в чеке. А это еще один шаг к прозрачной экономике.

Маркировка: тормоз и двигатель торговли