Новый федеральный закон ФЗ-468 «О виноградарстве и виноделии в РФ» вступил в силу 26 июня. У этого закона сложная судьба. Он в разных редакциях готовился почти 10 лет. По сути, он устанавливает особое регулирование для винодельческой продукции, которая до сих пор никогда не отделялась законом от другого алкоголя. И тут речь не столько о пополнении бюджета (с этой темой хорошо справляется ЕГАИС), сколько о том, чтобы отслеживать происхождение вина по исходному сырью. Ведь вся мировая система винного качества выстроена именно на принципах географических индикаторов.

Время вступления в силу нового закона оказалось не самым простым - совпало с пандемией. Но до этого рынок вина в РФ активно развивался. Весь прошлый год он рос и прибавил на круг 13%: из-за границы было дополнительно ввезено 50 млн литров вина, а местное производство прибавило 21,5 млн литров. Это, правда, было не столько связано с ростом рынка, сколько с новыми фискальными изменениями, из-за которых многие представители розницы сделали запасы вина. Этот объем, заготовленный про запас, помог рознице пережить временные трудности пандемии.



Кому нужно российское вино, можно прочитать здесь.



  До коронакризиса 48% рынка (в литрах и бутылках) занимало столовое вино российского производства (или с добавлением импортного винного материала), на вина из российского винограда приходилось 11%, 15% — на столовый импорт, а остальное — импортное вино с географическими индикаторами. Но в последние годы доля вин с четкой географией (условно, бордо, кьянти, просекко) становилась больше. Они замещали на рынке вина неочевидного происхождения.

В российском ретейле появилось понятие «винный покупатель». Это человек, для которого вино — не просто алкоголь, а эмоция. У такого покупателя доходы повыше, он готов покупать продукт подороже и пробовать новое. Именно за такого покупателя и борются торговые сети. Причем борются не с помощью промо (ценовая конкуренция и промодавление характерны для крепкого алкоголя), а с помощью качества и разнообразия самого продукта. Внутри винной категории сети стали создавать свой «квест для взрослых», свой ассортимент, чтобы провести потребителя по миру вина. Здесь безграничные возможности для индивидуализации винного портфеля и интересного маркетинга.

Между тем россияне потребляют довольно мало вина — меньше 5 л на душу в год (для сравнения: в СССР было 15 л). Но две трети домохозяйств покупают вино регулярно. До коронакризиса рос объем маленьких упаковок в винной категории (на 9% быстрее других видов тары), что давало россиянам возможность больше пробовать новое. Также рос спрос на свежие вина с невысокой долей алкоголя и яркой фруктовой нотой.

Все это увеличивало ценность винной категории для розницы. Вино стало целевой категорией и одним из критериев выбора людьми магазина, генератором трафика и ключом к лояльности аудитории.

Многие сети стали сами импортировать вино, закупать его на европейских винодельнях. Собственная платформа внешнеэкономической деятельности есть у «Магнита» и «Бристоля». Технический импорт осуществляют «О'Кей» и частично Х5. А сеть «Красное и Белое» делегировала импорт. В итоге топ-3 ретейлеров в 2019 году ввозили 25% вина, импортируемого в страну. Это значит, что скоро розничные сети напрямую будут получать до половины ввозимого в страну вина, что позволит им сохранить доходность для себя и привлекательную цену для покупателя. Это особенно важно в ситуации всеобщего падения доходов населения.

Что такое вино made in Russia, читайте здесь.




Пандемия некоторые тренды изменила. Рынок вина перераспределился от закрытых ресторанов и кафе в сторону ретейла. Внутри самого ретейла еще больше усилилась конкуренция за покупателя, а покупатель частично перешел с дешевого вина на водку и более дешевые винные напитки. Начались онлайн-продажи, хотя закон запрещает продажу спиртного через интернет. Но по факту многие торговые компании доставляли физлицам на карантине вина, заказанные онлайн. В целом потребление алкоголя в этот период выросло на 10%.

А на выходе из карантина мы получили новый закон. Что нужно знать о нем ретейлерам? Во-первых, закон вводит новые понятия, в частности термин «вино России» — крепленое и игристое, которое на 100% произведено из винограда, выращенного в РФ. Ориентир — бренд-лист Минпромторга, в котором сейчас 1200 наименований такого вина. Появился также термин «виноградосодержащий напиток» — это игристые, газированные, ароматизированные напитки из такого сырья (то, что раньше называлось винным напитком).

Как теперь выглядит ситуация на полке? При розничных продажах виноградосодержащих алкогольных напитков с долей этилового спирта более 22% их выкладка должна происходить отдельно от вина и сопровождаться информационной надписью «продукция не является вином». А вино России должно сопровождаться надписью «Вино России».

За что могут наказать? За ошибки в выкладке. За создание путаницы для покупателя. И есть нюансы. Например, фруктовые вина теперь по закону могут отнести к фальсификатам. Во всяком случае именоваться «вином» они теперь точно не должны. А как их называть — непонятно. Да и про импортные вина в законе ничего не сказано — как быть с ними?

Так что новое законодательство — вызов для розницы. У меня пока нет четкого понимания, как исполнять этот закон в малых форматах. Скорее всего, со временем небольшим магазинам придется отказаться от винных напитков, чтобы не нарушать требования выкладки.

Об избыточном регулировании в алкогольной отрасли читайте здесь.



Какое-то время неправильное исполнение нового закона будет создавать юридические и репутационные риски для сетей. Но первые представители розницы, которые освоят новые условия работы, получат конкурентное преимущество. А как правильно исполнять закон, мы узнаем через 2-3 месяца, когда станет ясно, как закон администрируется и за что по нему штрафуют. Практика только формируется. Вопросов больше, чем ответов. Но время все расставит по местам. И довольно быстро.

Из выступления в рамках онлайн-проекта «Диалоги о ретейле», организованного Retail.ru