Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) обратилось в Госдуму с просьбой ввести стоп-тайм для маркировки лекарственных средств на период действия карантина из-за пандемии COVID-19. Маркировка лекарств должна была стать обязательной с 1 июля 2020 года.

Справка 

Пилотный проект по электронной маркировке лекарственных средств в России начался в 2017 году. Каждой единице товара присваивается уникальный цифровой код, который содержит данные о производителе, дате, времени и месте выпуска. Считается, что он позволит гарантировать подлинность и полностью отслеживать товары от производства до продажи покупателю. Оператором системы под названием «Честный знак» распоряжением правительства назначено ООО «Оператор-ЦРПТ» — дочерняя компания Центра развития перспективных технологий. Обязательная маркировка препаратов для лечения «7 высокозатратных нозологий» (дорогостоящие лекарства, которые закупаются за счет федерального бюджета) началась в России с 1 октября 2019 года. Сроки введения обязательной маркировки всех остальных лекарств уже переносили, с января на июль 2020 года.



Основной аргумент АРФП за перенос сроков введения маркировки — невозможность оснастить производственные линии фармацевтических заводов необходимым оборудованием для нанесения цифровых кодов на лекарства. «Многие текущие процессы по запуску проекта срываются из-за того, что в Россию не могут приехать специалисты компаний — поставщиков оборудования для осуществления пуско-наладочных работ из-за введения карантинных мер по предотвращению распространения коронавируса. Российские специалисты также не могут выехать за рубеж для приемки отдельных элементов оборудования и прохождения обучения, а также получения практических навыков работы на этом оборудовании», — сказано в тексте обращения. Наладка оборудования приостановлена на неопределенный срок, запускать без него систему маркировки рискованно, настаивают в АРФП.

В Госдуме уже пообещали обсудить перенос сроков маркировки. Этот вопрос рассмотрят в мае на специальном заседании рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения, заявил ее глава, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. 


О легализации онлайн-продаж лекарств в России читайте здесь




По данным ЦРПТ, в системе «Честный знак» зарегистрировано 14 тыс. аптечных организаций и 600 производителей лекарств. К марту 2020 года было выпущено более 546 млн кодов маркировки лекарств.

Эпидемия коронавируса усугубила проблемы с маркировкой, которые были на рынке. Ранее их обсуждали участники рынка на аптечном саммите «Эффективное управление аптечной сетью».

«Регулятор мониторит информацию о том, сколько компаний зарегистрировалось в системе. Но зарегистрироваться — не значит быть готовым», — считает генеральный директор «ПрофитМед» Евгений Стригас. По его словам, из 250 поставщиков лекарств сведения в систему передают единицы. В его компанию приходят документы только от двух поставщиков: «Красногорсклексредства» и «Герофарм».

Директор по развитию ФК «Пульс» Сергей Еськин рассказал, что те, кто уже начал работать с маркировкой, столкнулись с тем, что в феврале на сервере были проблемы в течение 2 дней. «Два дня мы не могли принять товар. Возникает вопрос: какова будет цена у подобных сбоев, когда проблемы начнутся не при тестировании, а в боевой практике? Представьте, что будет, если у всех аптек в стране возникнут проблемы с маркировкой и все они одновременно будут пытаться дозвониться на горячую линию ЦРПТ?» — задается вопросом Сергей Еськин.

Директор по развитию бизнеса Avesta Pharmaceuticals LLC Олег Купленский прогнозирует, что в аптечных сетях вырастут затраты на персонал. «Нужно будет принимать товар, сканировать каждую упаковку, разбираться с каждым случаем, когда отсканировать не удается, общаться с дистрибьюторами по поводу возврата и переоформления документов. Действующим составом работников аптеки это, скорее всего, сделать не удастся», — прогнозирует он.

Сергей Еськин подсчитал: в России 67 тыс. аптечных учреждений, в каждой точке как минимум два-четыре сотрудника, то есть 200-500 тыс. человек нужно обучить, как работать с маркированным товаром. «Проблема в том, что пока учить не на чем. Маркированных лекарств мало. Многие фармацевты до сих пор в глаза не видели ни одной маркированной упаковки», — говорит он.

Александр Кондратьев, управляющий партнер АСНА (самой крупной аптечной ассоциации, насчитывающей более 9 тыс. точек продаж), подтверждает проблему. Пока аптеки готовы к маркировке только в теории. «Инструкции получили, сканеры для считывания кодов поставили, а проверить, как это работает, не можем. Аптечные сети в регионах буквально охотятся за упаковками лекарств с кодами, запрашивают у дистрибьюторов такой товар, но у них его нет», — говорит он.