Правительство РФ отложит сроки перехода на обязательную маркировку обуви. Поправки в постановление правительства РФ №860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров…» размещены на regulation.gov.ru. В документе идет речь о переносе сроков перехода на обязательную маркировку обуви на 3 месяца. Ранее планировалось, что с 1 марта 2020 года участники рынка должны подавать в систему маркировки сведения обо всех операциях с обувью.

Справка

В России уже несколько лет внедряется система маркировка товаров. Для этого на упаковку или само изделие наносится специальный код DataMatrix, который содержит данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Каждой единице товара присваивается уникальный цифровой код, защищенный криптографией. Считается, что он позволит гарантировать подлинность и полностью отслеживать товары от производства до продажи покупателю. Оператором системы под названием «Честный знак» распоряжением правительства назначено ООО «Оператор-ЦРПТ» — дочерняя компания Центра развития перспективных технологий.



«Установить, что на территории РФ ввод в оборот обувных товаров и их оборот без передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации допускается до 1 июня 2020 года, а вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, — до 1 марта 2020 года», — сказано в документе. То есть до 1 марта 2020 года будут возможны розничная продажа и вывод из оборота немаркированной обуви. А вносить данные в систему маркировки о вводе обувных товаров в оборот и об их обороте нужно будет с 1 июня 2020 года. Также планируется сдвинуть сроки нанесения кодов DataMatrix для обувных остатков. Ранее их следовало промаркировать до 1 мая 2020 года, то теперь наносить цифровой код можно будет до 1 августа 2020 года. Ожидается, что премьер-министр Михаил Мишустин подпишет документ до конца февраля.

По оценкам DISCOVERY Research Group, в 2019 году объем российского обувного рынка достиг 1,48 трлн рублей. По данным Национального обувного союза, на рынке ежегодно появляется 600 млн пар обуви. Весь этот объем нужно контролировать.

Как пояснил IT-директор группы компаний «Обувь России» Дмитрий Карпенко, маркировка предполагает фиксацию движения товаров на каждом этапе: на складе за рубежом, на таможне, в центральном распределительном центре компании, на региональных складах, в магазинах. Поэтому компаниям необходимо перестроить процессы логистики и приобрести оборудование: терминалы сбора данных на склады, для бухгалтеров и товароведов, которые проводят ревизию. Существенной статьей затрат стала покупка терминалов сбора данных, каждый стоит около 36 тыс. рублей. Чтобы оптимизировать затраты, для магазинов пришлось закупить смартфоны. Также необходимо было доработать программное обеспечение.

В пресс-службе ЦРПТ сообщили, что к системе «Честный знак» уже подключились более 30 тыс. производителей, импортеров и продавцов обуви, в том числе такие крупные как Kari, Спортмастер, Zara, Детский Мир, Стокманн, Adidas, H&M, Zenden, UNIQLO и многие другие. В ЦРПТ подчеркивают, что маркировка набирает популярность у покупателей, о чем говорят более 250 тысяч сканирований кодов на обуви в приложении «Честный знак» с начала 2020 года.

 

Топ-10 обувных сетей России смотрите здесь



Ранее в интервью MarketMedia основатель и президент группы ZENDEN Андрей Павлов говорил о том, что обязательная маркировка товара, ведение онлайн-касс и отмена ЕНВД приведут к тому, что 70% российских розничных обувных компаний исчезнут с рынка. В первую очередь уйдут компании, чей бизнес строился на оптимизации, в ходе реформы, направленной на обеление рынка, у них нет шансов выжить.

Мнение Андрея Павлова о ситуации на розничном обувном рынке читайте здесь



Крупные розничные, оптовые компании и ведущие производители готовы к работе с маркированным товаром. Однако обувной рынок слабо консолидирован, основную долю на нем занимают мелкие компании, разрозненные магазины. Поэтому отсрочка все-таки нужна, так как, по нашим оценкам, 60-70% рынка не готово либо не в полной мере готово. Если говорить о неорганизованной рознице и мелком опте, то все 90%. Наряду с отсрочкой необходимо больше информировать о маркировке, предоставлять пакетные программы, которые помогут участникам рынка, прежде всего небольшим компаниям, легко включиться в процесс (в пакеты должны входить необходимое оборудование, программное обеспечение, обучение). Я думаю, все точно не успеют подключиться и за дополнительные 3 месяца, а часть мелких игроков, скорее всего, просто уйдут с обувного рынка, что в конечном итоге сыграет на руку крупным компаниям.

Что касается финансовой стороны вопроса, то, на мой взгляд, обязательная маркировка не должна повлечь резкого увеличения цен на обувь. Производители и поставщики будут нести определенные расходы, которые, безусловно, заложат в стоимость товара, но при правильной организации логистической составляющей процесса маркировки они не будут столь ощутимыми, чтобы привести к росту цен. В зависимости от степени вложенности и характера товара при правильной организации процесса маркировки по ряду категорий удорожание не составит даже 1%.

Несмотря на то что период, в течение которого производители и поставщики обязаны промаркировать обувь, подходит к концу, достаточно большой процент пар обуви, хранящейся на складах и поступающей сейчас в продажу, не содержит DataMatrix-кода. Поэтому у производителей и поставщиков остается не так уж много времени, чтобы привести товар в соответствие с нормами нового законодательства.


На следующий день после публикации материала, пресс-служба Минпромторга  прислала пояснения по срокам маркировки обуви.

Введение обязательной маркировки обувных товаров началось с 1 июля 2019 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860. Разработка постановления Правительства Российской Федерации проводилась в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом, по предложению которого были сформированы этапы вступления в силу требований об обязательной маркировке обувных товаров, в том числе запрет на ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированных обувных товаров с 1 марта 2020 г.
Практика показала, что установленного постановлением Правительства Российской Федерации «переходного периода» недостаточно для полной готовности участников оборота к введению обязательных требований.
Для более комфортного перехода бизнес-сообщества к обязательным требованиям Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 860 в части переноса сроков вступления в силу требований о передаче сведений в систему маркировки о вводе маркированных обувных товаров в оборот и их обороте на 1 июня 2020 г.
Проще говоря, сроки маркировки обуви не откладываются и никуда не переносятся, коды маркировки участники процесса получают, как это оговорено вышеупомянутым постановлением Правительства России № 860, с 1 июля 2019 года. Запрет на ввод в оборот, собственно оборот, а также вывод из оборота немаркированной средствами идентификации обуви начнёт действовать, как и предполагалось, согласно тому же постановлению Правительства России - с 1 марта 2020 года. А вот обязанность участников оборота вносить в систему данные о движении маркированной обуви переносится на 1 июня 2020 года.

Над материалом работали Мария Тирская и Наталья Ковтун