1. Сбербанк и Mail.ru Group вложат 64 млрд рублей в совместную платформу
Сбербанк и Mail.ru Group намерены создать совместную o2o-платформу (online-to-offline) на рынках еды и транспорта. Интернет-компания передаст в СП 100% Delivery Club, свою долю в «Ситимобил» (22,69%), а Сбербанк — долю в компании Foodplex (35%). Участники сделки также вложат до 64 млрд рублей при достижении поставленных KPI в течение 12 месяцев с момента заключения сделки. По итогам партнеры должны получить по 50% в СП.
«Инвестиции в o2o-платформу — важный шаг в построении экосистемы Сбербанка», — заявил президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф. «Mail.ru Group создаст беспрецедентные возможности для российских пользователей, ресторанов-партнеров, таксопарков и водителей, что позволит быстрее вывести Delivery Club и «Ситимобил» на принципиально новый уровень», — цитирует «Коммерсант» слова гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева. Стоимость совместной платформы по достижении KPI может составить 100 млрд рублей.
О покупке Сбербанком покупает платформы «Работа.ру» читайте здесь
2. Ретейлеры грозят ЦБ бойкотом Системы быстрых платежей
Крупный ретейл может отказаться от участия в проекте Центробанка — Системе быстрых платежей (СБП), которая, в частности, позволит расплачиваться в магазинах с помощью QR-кодов. Бизнес не устраивают названные ЦБ тарифы в 0,2-0,7% от суммы оплаченных через СБП покупок и услуг. Об этом говорится в письме ассоциаций компаний розничной (АКОРТ) и интернет-торговли (АКИТ) председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Ассоциации пожаловались на тарифный коридор 0,2-0,7%. По мнению бизнеса, банки будут предлагать услуги по эквайрингу по верхней границе коридора, превышая существующие ставки для крупного бизнеса. Оптимальными расценками ретейл считает 0,3-0,4%, иначе «систему никто использовать не станет, и она умрет, не успев родиться», пишут «Ведомости».
Также представители торговых сетей опасаются, что именно они будут нести ответственность за развертывание СБП. Ретейлеры считают, что СБП должна усилить конкуренцию на платежном рынке и сделать прием безналичных дешевле.
3. Минфин предложил поднять в 2 раза таможенный сбор с посылок
Таможенный сбор за обработку товаров, которые физические лица ввозят в Россию для личного пользования и за которые они обязаны уплатить пошлину, с 1 января 2020 года должен составить 500 рублей, сообщает РИА Новости со ссылкой на проект постановления правительства РФ, разработанный Минфином. Ставку таможенного сбора, которая действует сегодня, установили в 2004 году в размере 250 рублей. Она применяется при ввозе физическими лицами товаров стоимостью выше беспошлинного порога, в том числе приобретаемых в рамках интернет-торговли, и уплачивается в дополнение к пошлине. С 1 января 2019 года покупатель из России вправе получить товары из иностранного интернет-магазина без уплаты пошлины на сумму до 500 евро и не более 31 кг в календарный месяц. При выходе за этот порог он обязан заплатить пошлину 30% от суммы превышения, но не менее 4 евро за 1 кг сверх лимита. С 1 января 2020 года пошлина будет начисляться не на человека, а на каждую посылку дороже 200 евро. Ее ставка будет 15% от суммы превышения, но не менее 2 евро за 1 кг сверх лимита.
4. «ВкусВилл» запустил услугу click & collect
Сеть магазинов «ВкусВилл» запустила услугу предзаказа и самовывоза во всех регионах присутствия. Предзаказ работает для всего ассортимента, товары можно выбрать в приложении, назначить срок получения и оплатить на кассе выбранного магазина.
По программе «Закажи и забери» также существует дополнительный ассортимент товаров, не доступных в розничной сети «ВкусВилл». Крупные российские продавцы продуктов питания только точечно тестируют услугу предзаказа и самовывоза, пишут «Ведомости». Например, X5 Retail Group запустила услугу заказа и самовывоза в четырех гипермаркетах «Карусель» весной 2019 года.
«ВкусВилл» уже сотрудничает по экспресс-доставке с несколькими специализированными сервисами (golama, iGooods, SaveTime и др.). Также его продукция продается на сайтах онлайн-ретейлеров «Утконос» и «Комус». Нескоропортящиеся товары «ВкусВилл» продает также через крупнейший российский онлайн-магазин Wildberries.
О том, почему провалился первый вариант «ВкусВилла» читайте здесь
5. Потери РФ от «рюмочных и пивных» в жилых домах превышают 3 трлн рублей
Теневой оборот от алкогольных заведений, находящихся в жилых домах, составляет около 700 млрд рублей в год. Общие экономические потери от «рюмочных и пивных» в домах ежегодно составляют более 3 трлн рублей. «На рубль, который подобный бизнес имеет в обороте, государство и общество теряют 5 рублей: смертность в трудовой части населения, затраты на медицинскую помощь, рост криминогенной составляющей, бытовые конфликты», — цитирует ТАСС экспертов проекта «Трезвая Россия».
В 2015 году количество таких точек общепита в стране составляло 76 тыс., сегодня их около 95 тыс., говорят данные мониторинга. «До 20 тыс. общепитов по всей России — «наливайки», систематически нарушающие закон», — подчеркивают в «Трезвой России». Организация предлагает дать региональным властям полномочия вводить ограничения по продаже алкоголя для таких заведений.
6. Для торговли в России разработали стратегию развития до 2025 года
Минпромторг разработал стратегию развития торговли в РФ до 2025 года. В новом документе уделено внимание развитию всех актуальных для российского потребителя форматов: сетей, малых форматов, стрит-ретейла, вендинговой, нестационарной и мобильной торговли, вводятся понятия семейного и этнического торгового бизнеса. Впервые в стратегии представлена концепция оптовых продовольственных рынков.
«Цель стратегии — создать комфортную потребительскую среду. Для этого государство должно сохранять баланс между торговыми сетями и малым торговым бизнесом, устраняя административные барьеры и бюрократические препятствия», — сообщил ТАСС министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Ключевыми показателями эффективности торговой политики станут количество торговых объектов, обеспеченность розничной торговой сетью по площадям, плотность торговой сети и количество хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной торговлей. Торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в ВВП России: в 2018 году доля отрасли составляла более 14%.
7. Для российских вин предлагают выделить отдельные полки в магазинах
Минпромторг обсудит с торговыми операторами возможность выделения для российских вин отдельных полок в магазинах, заявил заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, передает RNS. «Я думаю, что было бы правильно проговорить, и мы это сделаем с нашими торговыми операторами, чтобы для такого вина выделялась отдельная полка и также она помечалась, что это вино, произведенное из российского виноматериала, из российского винограда, это несложно сделать», — сказал Виктор Евтухов. Кроме того, предлагается указывать на этикетках российских вин их происхождение. На маркировке должно быть написано, что вино произведено из российского виноматериала, чтобы потребитель мог это увидеть.
Ранее вице-премьер Алексей Гордеев поручил проработать возможность выделять и размещать перед остальными наименованиями алкогольной продукции наименования российских вин в меню ресторанов.
О проблемах российских проиводителей вина читайте здесь
8. Видеоаналитика поможет «Перекрестку» избежать очередей
Торговая сеть «Перекресток» запустила пилот по видеоконтролю очередей в 100 супермаркетах. Искусственный интеллект в режиме реального времени анализирует количество покупателей в очереди, активность касс и загрузку кассиров. С помощью видеоанализа на основе трехмерного изображения система отслеживает подвижность и длину очереди, позволяет рассчитать время ожидания и время обслуживания каждого покупателя, что снижает вероятность ухода посетителя из магазина без покупок. Автоматическое оповещение происходит при превышении заданных параметров: времени ожидания, количества человек в очереди и т.д. Таким образом, видеоаналитика помогает улучшить качество и повысить скорость обслуживания на кассах. В результате тестирования технологии на 56 магазинах торговой сети «Перекресток» объем жалоб покупателей снизился в 1,5-2 раза, а число чеков на одну кассу выросло на 9%. Число людей, уходящих без покупок, — на 10%. По результатам пилотного проекта будет принято решение о разворачивании системы на все магазины сети.
О новой концепции супермаркетов «Перекресток» читайте здесь
9. В Минпромторге намерены с 2020 года маркировать минералку
Минпромторг планирует провести эксперимент по маркировке минеральной воды в 2020 году. «Мы сделаем это достаточно оперативно. Потому что подделок очень много. В следующем году мы можем как минимум запустить эксперимент, а может быть, даже уже и ввести обязательную маркировку», — сообщил РИА Новости замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. По его словам, маркировка не повлияет на цены на минералку. По расчетам Центра развития перспективных технологий, даже с учетом покупки оборудования и нанесения стикера расходы на маркировку составят от 1 до 8 копеек на единицу изделия. Еще 50 копеек стоит сам код. Ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявлял, что необходимо начать маркировку питьевой воды, поскольку в среднем по России более 25% товаров являются подделкой, а в некоторых регионах этот показатель достигает 80%. При этом Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) выступил против маркировки, сославшись на «незначительность» объема контрафакта.
Подробнее о реформе системы маркировки товаров читайте здесь
10. Metro сдалось EP Global Commerce
Компания Haniel приняла предложение EP Global Commerce чешского миллиардера Даниэля Кретинского о поглощении оставшихся акций Metro, пишет Retail.ru. «Мы убеждены, что упрощенная структура акционеров с функцией контроля, выполняемой основным акционером, предлагает наилучшие условия для успешного преобразования Metro AG и адаптирования сети в условиях требовательной рыночной среды», — заявил генеральный директор Томас Шмидт.
До сих пор Haniel владел 15,2% акций Metro, продав первую партию — 7,3% — чешскому инвестору. Благодаря этой сделке инвестиционная фирма Kretinsky EP Global Commerce контролирует 32,7% немецкого концерна.
EP Global Commerce официально объявила о поглощении акций Metro и предлагает 16 евро за акцию. При этом Metro оценивается в 5,8 млрд евро. В дальнейшем компания может приобрести 67,5% всех акций. Metro управляет более чем 770 супермаркетами в 26 странах и владеет сетью супермаркетов Real. EP Global Commerce уже владеет 10,9% акций Metro, она впервые вошла в капитал ретейлера в августе 2018 года.