Инновации в торговле продуктами питания развиваются такими темпами, что компании, которые считаются лидерами рынка, задаются вопросом, достаточно ли быстро они продвигаются вперед, в то время как другие вопрошают: смогут ли они догнать?

Крупные ретейлеры, предприниматели и стартапы анализируют каждую точку соприкосновения на пути покупателя к покупке и пробуют найти «боли», которые они могут устранить. Потому что на карту поставлено выживание. Розничные сети научились (некоторые на собственном горьком опыте) не пренебрегать технологиями или тенденциями, которые для прибыльного масштабирования изначально кажутся абсурдными, незначительными или вовсе невозможными. Посмотрите, например, на рынок беспилотных летательных аппаратов и растительных белков. И то, и другое было новинкой всего несколько лет назад.

1. Битва в онлайне
Функция онлайн-заказа стала основной вещью, необходимой для того, чтобы ретейлеры оставались конкурентоспособными. Настоящая битва разгорается между двумя подходами к выполнению онлайн-заказов – централизованной стратегией и стратегией, основанной на локальных дарксторах.

2. Магазин, как платформа инноваций
Розничные сети не будут упускать из виду физический магазин как платформу для инноваций. Крупнейшие из них уже создали своего рода полевые лаборатории для тестирования новинок.
Например, технологии электронных ценников приближаются к тому уровню, когда их использование в России начинает обретать смысл. В первую очередь из-за увеличения затрат на рабочую силу.

Огромное внимание по-прежнему уделяется решению наиболее сложного аспекта покупки продуктов в традиционных магазинах: процессу оформления заказа. Ретейлеры двигаются в сторону магазинов без кассиров и продавцов. Одни магазины используют компьютерное зрение и машинное обучение для отслеживания покупок. Другие экспериментируют или уже внедряют системы Scan&Go, по сути передавая процесс оформления заказа покупателю, когда он при помощи приложения в смартфоне сканирует товар перед тем как положить его в тележку.
Важно добавить, что сегодняшний потребитель выбирает магазин, делает покупки, готовит и потребляет продукты и утилизирует отходы иначе, чем раньше, что может потребовать изменения в упаковке товаров, как с точки зрения оформления, так и используемых материалов.

3. Всесильные данные и другие невидимки
Большая часть инноваций, происходящих в розничной торговле продуктами питания, незаметна для покупателей. Человек лишь делает вывод, что этот магазин лучше, продукты здесь свежее, а рекламные акции более актуальны. В основе постоянного совершенствования лежит анализ данных, искусственный интеллект, а также изменение организационных структур компаний и операционной философии.

Маркетинг останется ключевой областью внимания. Очень важно, что маркетинг, основанный на данных, дает возможность сократить или устранить неэффективные или ненужные рекламные акции.

Получение правильных данных в нужном месте в нужное время - это фундаментальная проблема, стоящая перед магазинами. При этом раскрытие максимальной ценности информации может происходить только путем применения искусственного интеллекта (ИИ), потенциал которого до сих пор не раскрыт.

4. Шопинг, как игра
Розничные торговцы, не способные соединять физический мир с цифровым, одновременно наполняя их элементами геймификации, рискуют потерять целое поколение покупателей - цифровых аборигенов, вступающих в свои лучшие годы.
По данным нидерландской компании Newzoo в 2019 году мировой рынок игр оценивался почти в $150 млрд, а в этом году вырастет до $189,6 млрд. Очевидно, что ретейлеры также должны добавлять элементы геймификации, как в онлайне, так и офлайне. Поскольку шоппинг уже стал чем-то вроде игры, с охотой за выгодными предложениями и бонусами, интеграция игровых принципов в программах лояльности — это область, также готовая к инновациям.

5. Растительная революция
Примерно 10 лет назад эксперты предрекали рост интереса и сопутствующих ему инноваций в области этнических вкусов, органических и местных продуктов питания, завтраков, приготовлении блюд дома, торговле с колес и использовании iPad в ресторанах. Многие из этих предсказаний оказались точными. Этнические вкусы действительно стали мейнстримом, а разработка креативных, здоровых органических продуктов питания продолжается.

Теперь шумиха вокруг темы растительного питания оказывает волновой эффект практически во всех сегментах пищевой промышленности - мясной, птицеводческой и молочной. При этом эксперты признают, что для замены животных белков может потребоваться большее количество растительной пищи, а некоторые исследования показали повышенный уровень выбросов парниковых газов из крупных теплиц.
Растительная революция отразится, как на ассортименте продуктовых магазинов, так и соотношении ингредиентов в различных блюдах. Наряду с продуктами из мяса и птицы на прилавках в обязательном порядке будут присутствовать изделия из «мяса» растительного.

6. Местный фактор
Во многих опросах, потребители говорят о любви к продуктам местного производства. При этом, в зависимости от контекста, местные продукты могут быть как действительно локальными, так и региональными или даже продуктами, сделанными в России.
На Западе большое распространение получили так называемые вертикальные фермы на которых выращиваются продукты в теплицах и садах, расположенных на крышах магазинов и складов. Конечно, не у каждого розничного продавца продуктов может быть такая ферма или теплица, но пока для потребителей важен «местный» фактор, магазины будут максимально его использовать.

7. Абсолютная устойчивость
Возможно, нигде нет большего числа инноваций, чем в области, связанной с устойчивым развитием. Исследование, проведенное IRI и Центром устойчивого бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета, показало, что половина роста в FMCG-секторе на рынке США с 2013 до 2019 года была достигнута за счет продуктов, ориентированных на устойчивое развитие.
Именно «устойчивость» является катализатором трендов, влияющих на производство и продажу продуктов и напитков. Посмотрите на упаковку на исходе предыдущего десятилетия: одноразовая пластиковая упаковка преподносилась как огромное удобство. Теперь же производители и упаковочные компании совместными усилиями уменьшают количество упаковочных материалов, чтобы продемонстрировать свою «устойчивость».