С 2019 года в России вступил в силу закон, который требует от производителей маркировать импортные товары, чтобы сократить количество контрафакта. «Ленте» удалось свести к нулю количество ошибок при помощи мобильного приложения для терминала сбора данных. Но для этого пришлось обходить Великий китайский файрвол и столкнуться с другими трудностями.

Национальная система цифровой маркировки «Честный знак» появилась в России с 2019 года. До недавних пор проект работал в тестовом режиме и позволял продавать товары, маркировка которых была выполнена с ошибками. Сейчас этого делать нельзя – только списывать продукцию. Поэтому на «Ленту» легла обязанность правильно маркировать товары на производстве в других странах.

Ошибка контрагента
«Лента» импортирует из стран Юго-Восточной Азии обувь, одежду и текстиль. В «Честном знаке» компания заказывает коды маркировки, отправляет на фабрику, где поставщик наклеивает их на продукцию. Товар ввозят в страну, маркировку проверяют на таможне, затем принимают на распределительных центрах и отправляют в магазины.

Изначально это делали вручную. Это значит, что на 30 тыс. пар обуви нужно наклеить 30 тыс. этикеток, каждая из которых должна соответствовать стандартному штрих-коду. А ещё необходимо соблюдать структуру или размерную горку, то есть в упаковке должна быть не только обувь 35 размера, а разное количество пар всей линейки. Сделать это вручную без ошибок практически невозможно.

При таком подходе количество ошибок при маркировке могло доходить до 60%, а на сам процесс уходило около недели.


Посоветовавшись с командой разработчиков и заинтересованными отделами, мы решили создать автоматизированную систему контроля нанесения марок – мобильное приложение для ТСД (терминала сбора данных) на базе системы Android. Мобильное приложение было разработано компанией «Клеверенс» на платформе Mobile SMARTS, по сценариям, написанными сотрудниками ИТ «Ленты», а интеграция мобильного приложения с системами «Ленты» (SAP ERP и GisMark) была выполнена совместно с компанией NOVARDIS. Разработка и внедрение проекта велись с сентября 2020 по февраль 2021 года.

Механика очень проста - компания из своей системы SAP ERP отправляет задание или коды маркировки на фабрику в Китай, где у сотрудников уже есть ТСД с установленным приложением. Далее с помощью этих терминалов рабочие сканируют штрих-коды на товарах, а приложение предлагает распечатать нужную марку, указывает на ошибки и помогает выстроить правильно структуру заказа или размерную горку. Затем сотрудники фабрики наклеивают марки, упаковывают товар и нажимают кнопку «завершить». После этого приложение генерирует отчёт и отправляет его обратно в «Ленту». Дальше товар упаковывают и грузят в контейнеры для отправки. Вместо недели теперь на весь процесс уходит около двух дней, а количество ошибок свелось практически к нулю.

Китайский морской бой
Тест проекта проходил вместе с сотрудниками китайских фабрик. Всю работу вели удаленно – обучение с видео-демонстрацией, перевод инструкций на китайский и объяснение функционала приложения.

Одной из колоссальных преград в битве за правильную маркировку стал Великий китайский файрвол – система фильтрации содержимого интернета в КНР. 


В Китае заблокированы YouTube, Facebook, ни один из наших мессенджеров или файлообменников не работает. Специалисты «Ленты» не могли поделиться с ними видеороликами, чтобы показать работу приложения. Программное обеспечение, необходимое для приложения, тоже оказалось недоступным.

Еще одной сложностью стала недостаточная техническая квалификация сотрудников местных производств. Оказалось, что одни и те же люди делают обувь, настраивают интернет и работают с терминалом сбора данных. Порой обучение в Teams было похоже на игру «Морской бой»: специалисты из России сидели за монитором и буквально на пальцах показывали, на сколько клеток вниз или вверх надо сдвинуться, чтобы нажать нужную кнопку в приложении.

Несмотря на все сложности, тестовая партия успешно сформирована и в ближайшие дни окажется в магазинах. За два дня один сотрудник фабрики отсканировал 13 тыс. пар обуви и отправил корректный реестр всех наклеенных марок в «Ленту».

Оборот «Ленты» в закупочных ценах только по обуви и текстилю составляет около одного миллиарда рублей, а риски от неправильной маркировки оцениваются в несколько десятков миллионов рублей в год. Благодаря автоматизации процесса маркировки компании удалось избежать проблем на таможне и сложностей с принятием товаров. В будущем благодаря приложению мы рассчитываем снизить объем списаний, связанных с неправильной маркировкой и, главное, обеспечить непрерывную доступность товаров для покупателей. Применение мобильного приложения будет расширено для маркировки текстиля, молочной продукции, велосипедов и воды.