У многих ретейлеров в ближайшее время из-за обязательной маркировки товаров изменится логистика. Мы — не исключение.
  
До сих пор в нашей логистике все было просто. Было несколько сценариев доставки товара. Первый вариант обычно выбирали зарубежные поставщики, которые по каким-то причинам не хотели заходить в Россию (в частности, из-за сложной сертификации). Они искали в нашей стране партнеров, через которых потом и работали.

Второй вариант выбирали глобальные бренды. Им выгоднее было открывать в России представительства и самим возить товар в наши распределительные центры.

Третий вариант — консолидационные склады — появилcя на рынке в середине нулевых. Тогда продавцы имели хорошие запасы, четко считали закупку и понимали, что фурами товар (особенно дорогой) завозить из-за рубежа невыгодно. В результате палетные поставки стали консолидировать на специальных складах в Европе. И уже оттуда траки ехали в Россию. Особенно популярна такая логистика была у больших компаний, имеющих собственные СТМ.

И, наконец, четвертый сценарий логистики — это вариант для отечественных поставщиков. Возможно, не все знают, но парфюмерное производство в России еще живо. В стране работают 12 парфюмерных фабрик, одна из которых принадлежит «Л'Этуаль». У нее своя доставка парфюма, замкнутая на те же распределительные центры.

Появление обязательной маркировки многое в этих сценариях изменит. Напомню, что в нашей товарной группе маркировка станет обязательной весной 2020 года. Но для нашей компании она уже началась. Первые партии товара с кодом дата-матрикс мы поставили на полки в ноябре 2019 года.


О том, с какими трудностями столкнулись представители товарных групп, уже прошедших маркировку, читайте здесь.




Как будет организована маркировка и сколько все это будет стоить?  Код на товар будут наносить «до ввода товара в оборот», хотя изначально формулировка в законе была другая: «до ввоза товара в страну». За ее изменение нужно благодарить наших юристов. Это они писали письма в Федеральную таможенную службу и законотворцам и объясняли, что таким образом мы будем создавать рабочие места за рубежом, что противоречит концепции национальной безопасности страны. В итоге к ним прислушались и разрешили компаниям использовать для маркировки таможенные склады. Стоимость одной марки, которую будут наносить на таком складе, составит около 8-10 рублей (минимально — 6 рублей). Но большую дополнительную стоимость для поставщика создадут погрузочно-разгрузочные работы.

Кроме того, маркировать товар разрешили и на складах консолидации в Западной Европе. В этом случае стоимость одной марки будет около 35 рублей. (Правда, при маркировке товара на складе консолидации в Прибалтике расходы будут меньше — около 15 рублей за одну марку). Также можно наносить маркировку у производителей за рубежом. В этом случае цена одной марки тоже будет высокой — около 35 рублей (но в случае СТМ — в 5-6 раз дешевле).

Взвесив все за и против, мы поняли, что ни один из описанных вариантов нам не подходит, поскольку мы импортируем миллионы единиц парфюма. Поэтому нам пришлось задуматься о создании собственного таможенного склада, который позволит снизить стоимость марки до 5 рублей за штуку. Но проблема в том, что никто из ретейлеров таких складов не имеет.

Тем не менее сказано — сделано. Сейчас мы в процессе получения лицензии для открытия собственного таможенного склада. В апреле он примет первые поставки. Оператор реформы по маркировке, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), эту инициативу поддержал. Правда, склад у нас необычный — его площадь всего 3,2 тыс. м2. Таможенный брокер, который к нам приехал, узнав о наших планах, покрутил у виска, мол, таких маленьких таможенных складов не бывает. Значит, наш будет первый.

У нас уже наработана хорошая экспертиза по маркировке, есть необходимое оборудование, и мы понимаем, что сэкономим на погрузочно-разгрузочных работах. На обычном складе эти работы стоят минимум 150 рублей за палету. Но если маркировать товар на своем складе, который плавно переходит в распределительный центр, эта услуга практически ничего не будет стоить. Поэтому мы анонсировали, что цены на продукцию из-за маркировки поднимать не будем. 

Но в проекте возникли нюансы. Изначально мы планировали сделать таможенный склад закрытого типа: никого туда не пускать и маркировать только свой товар. Так бы оно и случилось, но 1 декабря 2019 года вышло в свет постановление правительства РФ, где сказано, что единственная товарная группа, которой отказано в перемаркировке остатков, — это парфюм. Почему? Потому что мы показали Минпромторгу, сколько это стоит. К слову, внедрение маркировки обойдется «Л'Этуаль» в 40 млн рублей, что для сети, где 1 тыс. магазинов, терпимо. Но если бы в нашей товарной группе запустили перемаркировку запасов, стоимость проекта выросла бы до 160 млн рублей. А это уже больно. Когда мы показали Минпромторгу экономику реформы до последнего болтика, чиновники все поняли и перемаркировку убрали. Но вместо этого дали игрокам нашего рынка всего 1 год (по аналогии с табачной отраслью) на вывод остатков. То есть всю нераспроданную после начала реформы парфюмерию мы должны распродать за год. Все, что не продадим, окажется вне закона. И будет только два пути. Первый — выкинуть (но это вряд ли кто-то сделает). Второй — найти западную компанию, которая купит товар и сделает реэкспорт (путь кривой, но практически безальтернативный).

Осознав все эти перемены, мы прикинули, сколько остатков у нас теоретически может оказаться через год после начала реформы, ужаснулись и начали переговоры с поставщиками. Всем им были отправлены письма о том, что с 20 мая мы не будем принимать немаркированный товар. Письма вежливые по форме, но жесткие по сути.

Чуть позже, поразмыслив, мы поняли, что такие ультиматумы ставить нельзя. И решили скорректировать свои планы. А поскольку на тот момент мы еще не подали документы на лицензию таможенного склада закрытого типа, решили — пусть лучше он будет открытым, со статусом участника внешнеэкономической деятельности. Тогда поставщики смогут везти свой немаркированный товар прямо туда, и там мы организуем маркировку их продукции по себестоимости. Сделать это будет нетрудно, поскольку собственным импортом мы собирались загрузить склад лишь на 15%. То есть мощностей для реализации этой идеи достаточно. 

Какой будет косметика для поколения Z читайте здесь.




Так, в результате всех этих метамарфоз, у нас получилась новая цепочка поставок, которой раньше никогда не было. В этой схеме мы оказываемся в роли дистрибьютора.

Что дадут нашему бизнесу все эти реформы? Во-первых, импортировать продукцию из-за границы мы не перестанем. Во-вторых, дефицита товара с началом маркировки у нас точно не будет. В-третьих, цены, как я уже сказал, практически не изменятся. Кроме того, мы сможем выполнять сторонние заказы по доставке парфюма из любой точки мира и его маркировке на собственных мощностях.

Если другие ретейлеры последуют нашему примеру и тренд станет массовым, доля 3PL-операторов на логистическом рынке, которая в последнее время росла, скорее всего, начнет сокращаться, потому что на рынке услуг по доставке и хранению товаров конкуренция вырастет. Крупные сети, имеющие собственные таможенные склады - это серьезные конкуренты. И я думаю, таких будет немало.

Из выступления на 23-м Московском международном логистическом форуме