Красноярск вырос из маленькой крепости Красный Яр, которую почти 400 лет назад построили на берегу Енисея казаки. Благодаря активной торговле и промыслам поселение быстро разрослось. А 7 лет назад город стал миллионником — сегодня там проживает почти 1,1 млн человек (а в красноярской агломерации, которая включает и соседнюю область, — 1,5 млн человек). Так что современный Красноярск занимает 12-е место в рейтинге самых крупных городов России и является самым восточным миллионником страны.

Для Центральной и Восточной Сибири это крупнейший мегаполис, который по праву носит статус столицы всего региона. Но гораздо важнее, что это один из самых привлекательных мегаполисов для развития бизнеса. Сегодня здесь работает более 17 тыс. предприятий, в том числе металлургической, космической, машиностроительной отраслей.

Средний уровень зарплаты в Красноярске по итогам первого полугодия 2019 года составил 45 тыс. рублей в месяц. Это на 5,4% выше, чем в среднем по России. Причем за последние 5 лет, по данным Красноярскстата, зарплаты в городе выросли в 1,3 раза.



Минувшей зимой Красноярск стал столицей Всемирной зимней универсиады. Бюджет этого мероприятия эксперты осторожно оценили в 100 млрд рублей. Вливание этих денег в экономику города также, безусловно, положительно отразилось на его экономике.

Кто как работает…
Поскольку в городе хорошо зарабатывают, там хорошо и тратят. Оборот розничной торговли в Красноярске, по данным Красноярскстата, в прошлом году составил 456 млрд рублей, что на 1,5% больше, чем годом ранее. А оборот заведений общепита вырос на 8%, до 24 млрд рублей.

При этом, по данным Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, оборот розничной торговли на душу населения во всем регионе по итогам прошлого года составил 187,1 тыс. рублей, что на 5,3% больше, чем годом ранее.

Львиную долю товаров (99%), согласно статистике, красноярцы покупают в магазинах. При этом на продукты (в том числе напитки и сигареты) тратят 45% своих бюджетов. В городе работает почти 6 тыс. торговых объектов. Треть оборота торговли приходится на долю розничных торговых сетей. А по насыщенности супермаркетами город, по данным «INFOLine-Аналитика», находится на втором месте в России.

«И в самом Красноярске, и в других городах края крупные форматы торговли постепенно вытесняют объекты поменьше (малый и средний бизнес), вызывая диспропорцию в развитии торговли. Это мешает созданию комфортной потребительской среды и негативно влияет на уровень конкуренции. Для устранения этого перекоса еще в 2017 году в регионе был установлен минимальный норматив маленьких торговых объектов на душу населения и норматив площади на рынках под местные товары», — сообщили в Министерстве сельского хозяйства и торговли Красноярского края. Кроме того, власти активно организуют ярмарки, которые позволяют населению приобретать продукцию по ценам на 10-15% ниже рыночных и создают дополнительный канал сбыта для местных товаропроизводителей. В этом году в регионе запланировано почти 2 тыс. таких ярмарок. Из них около 100 — в самом Красноярске.

Качественная торговля
Качественными торговыми комплексами Красноярск также обеспечен неплохо. «По итогам I квартала 2019 года объем качественных торговых площадей Красноярска составляет 326 тыс. м2. По этому показателю город занимает 11-е место среди городов-миллионников (не включая Москву и Петербург)», — сообщила руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL Оксана Копылова.

Крупнейшим моллом является торговый центр «Планета» девелопера Malltech. Он входит в десятку самых посещаемых торговых центров в стране и является моллом №1 за Уралом. К крупным объектам также относятся ТРЦ «Июнь», принадлежащий ГК «Регионы», и ТРК «КомсоМолл», которым с недавнего времени владеют структуры Альфа-Банка. На три крупнейших торговых центра Красноярска совокупно приходится более половины качественного торгового предложения города.

«В основном торговые центры в Красноярске были построены в докризисный период. Но 21% площадей качественных торговых центров появились в городе за последние 5 лет», — говорит старший аналитик департамента исследований рынка Colliers International Константин Будагян.

«В марте прошлого года в городе был открыт окружной торговый центр «Зеленый» (23,6 тыс. м2), в этом году уже открылся районный ТЦ Red Sail (7,9 тыс. м2). А на 2020 год запланировано открытие суперрегионального ТРК «Енисей Молл» общей площадью 105,5 тыс. м2. Его ввод увеличит насыщенность Красноярска торговыми площадями до 396 м2 на 1 тыс. жителей», — отмечает Оксана Копылова (сейчас показатель составляет около 340 м2 на 1 тыс. человек).

«Региональный рынок торговой недвижимости с трудом восстанавливается после кризиса 2014 года. Многие девелоперы не уверены в оборотах своих арендаторов, и им сложно привлекать финансирование под крупные проекты. В целом развитие торговой недвижимости сталкивается с замедлением темпов экономического развития России и ослаблением потребительского спроса. Стабилизация и восстановление девелоперской активности на региональных рынках торговой недвижимости ожидается в 2020-2021 годах», — прогнозирует директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин.

Крупные торговые объекты Красноярска

Название Адрес Год ввода Девелопер GLA, м2
«Планета» ул. 9 Мая, 77 2008/2011/2014 Мalltech 94 000
«Июнь» ул. Партизана Железняка, 23 2008 ГК «Регионы» 50 000
«КомсоМолл» ул. Белинского, 8 2013 УК «КомсоМолл» (Москва) 45 000
«Сибирский городок» пос. Солонцы, пр. Котельникова, 9 2001 ЗАО «АМК-Фарма» (Красноярск) 29 000
ТK на Свободном  Телевизорная ул., 1 2001 ООО «Управлоение на Свободном» (Красноярск) 27 500
«Торговый проспект Мега» пр. им. Газеты «Красноярский Рабочий», 27 2006 Ingka Centres 26 500
«ПокровSky» Линейная ул. // ул. Дмитрия Мартынова 2016 ООО «Сибирский инвестор» 23 700
«Комсомольский» Комсомольский пр.,18 2012 ООО «Комсомольский» 21 000
«Квант» ул. Красной Армии, 10 2002 ООО «ТК Квант» (Красноярск») 18 500
Источник: CBRE, 2019





ТРЦ «Планета»: лидер в три очереди
Торговый центр «Планета» в Красноярске — один из самых крупных торгово-развлекательных центров за Уралом. Каждый месяц его посещают около 1,5 млн человек. Комплекс расположен в центральной части Советского района города, на пересечении четырех его основных магистралей. Все его фасады равноценны и выходят на оживленные улицы.

«Планету» открыли в апреле 2008 года. Общая площадь трехэтажного комплекса тогда составляла 107 тыс. м2 (69 тыс. м2). В 2011 году было завершено строительство второй очереди, где якорным арендатором стал гипермаркет LEROY MERLIN. Общая площадь ТРЦ выросла до 125 тыс. м2 (арендная — 77 тыс. м2). А в 2014 году девелопер Malltech построил третью очередь комплекса, вложив в проект $16 млн. К существующему ТРЦ «Планета» пристроили еще 18 тыс. м2 (арендных — 15,5 тыс. м2).

Сегодня в числе «якорей» ТРЦ — гипермаркет «О’КЕЙ», гипермаркет спортивных товаров «Спортмастер Гипер», хобби-гипермаркет «Леонардо» и магазин детских товаров «Детский мир». Общее число магазинов — более 200. Развлечения в «Планете» представлены многозальным кинотеатром «Киномакс», развлекательной зоной «Космик» и парком развлечений «Мегалэнд». Там же работает более 20 ресторанов и кафе и есть парковка на 3,5 тыс. машин.




ТРК «Июнь»: лето с видом на северный город
Пятиэтажный торговый центр «Июнь» в Красноярске находится на левом берегу Енисея, на возвышенности, откуда открывается красивый вид на город. Для создания этого проекта в 2008 году пришлось специально укреплять берег реки. Инвестор, ГК «Регионы», создавал «островок вечного лета» в суровом северном городе. И у него это получилось. В интерьере торгового центра есть винтовые лестницы из стекла, панорамные лифты, пальмы, искусственные клумбы, яркие колонны, беседки и ручейки — все, что напоминает об отдыхе и лете. Сегодня на площади 75 тыс. м2 (арендная — 50 тыс. м2) работает более 100 магазинов. В том числе якорные арендаторы — продуктовый гипермаркет «О'Кей», гипермаркет электроники «Эльдорадо», гипермаркет товаров для дома «Уютерра». Развлечения в комплексе представлены фитнес-центром Well and Fit, кинотеатром Mori Cinema на семь залов и детским развлекательным центром Fancy Fox. В ТРК предусмотрена парковка на 1,5 тыс. машин.




ТРК «КомсоМолл»: из рук в руки
Коробку торгового центра на набережной Енисея (на ул. Белинского, 8) возвели в 2008 году. Изначально он назывался «Огни». Но комплекс долгое время не мог открыться из-за проблем с документами, а затем регулярно попадал под отключение электроэнергии.

В 2013 году его купил московский холдинг DVI Group. Объект переименовали в «КомсоМолл» и сделали частью сети торговой недвижимости группы (в ней было четыре ТРЦ «КомсоМолл» — в Волгограде, Красноярске, Иркутске и Екатеринбурге). Новый собственник получил от Альфа-Банка валютный кредит, эквивалентный 1 млрд рублей, и на эти деньги довел торговый центр до ума.

С января 2015 года у структур DVI Group начались финансовые проблемы. В итоге компания обанкротилась. А актив приобрел на торгах осенью 2017 года Альфа-Банк. Он же привлек для управления ТК профессиональную УК.

Общая площадь 5-этажного комплекса составляет 60 тыс. м2 (арендная — 45 тыс. м2). В нем более 100 магазинов, сервисов и развлечений. В том числе первый в Красноярске фуд-холл и самый большой в городе парк развлечений Banana Park. Каждый месяц ТРК посещают 250 тыс. человек. У ТРК оборудована парковка на 700 машин.

Центр Красноярска — это мертвая часть города с точки зрения street retail. Все просто: администрация города сама убила уличную торговлю, убрав все парковки из центра города, после неудачной попытки сделать их платными. Там грустное зрелище — довольно маленький трафик потенциальных покупателей и почти нулевое предложение. Основной ретейл открывается в спальных районах на окраине города. Но и тут не все однозначно: есть дома, где торговля открывается только с торца, потому что там проходит «народная тропа», а остальные площади не востребованы. Сказать, что в городе много вакантных торговых площадей, не могу. Там, где действительно интересные места, как правило, все занято. Примечательно, что в Красноярске сильно развиты местные ретейл-сети. А из федеральных активную экспансию начали «Магнит» и «Пятерочка». Но они довольно сильно проигрывают местным игрокам по продуктовой линейке. Год назад в Красноярск наконец-то зашел «Макдоналдс». Но под местной франшизой. Поставщики все местные, а не централизованные, что отражается на качестве продукции, с моей точки зрения, оно ниже.