Последние два года работы в условиях коронакризиса усилии конкуренцию не только между сетевой и «дикой» розницей, федералами и регионалами, но и между каналами сбыта. E-commerce и маркетплейсы показывают существенный рост и востребованность со стороны потребителей. Данные каналы сбыта требуют инвестиций в налаживание их работы и наличие в компании необходимых компетенций. Это пугает небольшие и региональные компании, с одной стороны, и даёт фору крупным компаниям, с другой.
Основным фактором конкуренции является падение доходов населения в большинстве регионов РФ. Лишь 10 регионов, среди которых г. Москва, Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ненецкий АО, Магаданская и Сахалинская области, в 2021 году показали доходы выше среднего. Ещё одним фактором, усложняющим конкуренцию для региональных сетей и компаний, являются потери бизнеса от коронавирусных ограничений (особенно в некоторых регионах, где вводились более строгие ограничения).
Давайте рассмотрим типичные ошибки, работа с которыми может стать драйверами роста региональных розничных торговых компаний. Сфокусируем внимание на продовольственной рознице.

Главнейшая ошибка – непонимание того, кто является их целевыми покупателями и потребителями. Их стиля покупок и жизни, предпочтений, запросов и опасений.
Типичный ответ на эти вопросы звучит: «Все!», что не позволяет сфокусировать усилия по подбору ассортимента, сервисов, способов продажи, мерчендайзингу и каналам коммуникаций. Настоятельно рекомендую составить список целевых клиентов и сформулировать ценностные предложения для них.
Вот как это было сделано на примере магазина «Завхоз» («Всё для надёжного хозяина»), который продаёт сантехнику и товары для ремонта.
При подробном изучении двух групп клиентов (розничные покупатели и корпоративные клиенты) были выделены следующие подгруппы:
1. Розничные клиенты:
• мужчины 45-65 лет
• женщины 45-75 лет
• семьи 40-65 лет
2. Корпоративные клиенты:
• торговые центры
• рестораны
• магазины
• офисные центры и компании в них
Группа клиентов |
Количество человек (среднемесячное) |
Средний чек, рублей |
Доля в выручке, % |
Розничные покупатели |
2344 |
308,45 |
70,8 |
Розница (со скидкой) |
40,8 |
900,47 |
3,6 |
Локальные конкуренты (палатки на рынке) |
103 |
613,41 |
6,32 |
Прорабы |
77,5 |
1280, 74 |
9,72 |
Корпоративные клиенты |
10,5 |
8332,45 |
8,53 |
Конкурент (оптовые продажи) |
1 |
11 317,9 |
1,03 |
Выделение более узких групп клиентов позволило по иному взглянуть на ассортимент и предложения для перечисленных групп. Был пересмотрен ассортимент, добавлены товары для «хороших хозяек» и товары с учётом особенностей корпоративных клиентов. Также был структурирован товарный классификатор и определены роли товарных категорий, расширен ассортимент сезонных и удобных товаров.
Кроме того, многие компании упускают из виду различия целевых клиентов в одном регионе в зависимости от локации, что также лишает возможности привлечь и удержать своих покупателей и потребителей, формировать локальные отличия, которые станут конкурентным преимуществом и помогут выделиться на фоне однотипных федералов.
Формировать свои отличия следует по двум принципам:
1. Использовать особенности локации. Рекомендации выглядят элементарно, но далеко не все им следуют. Например, если в районе, где расположен ваш магазин много офисных зданий, то для офисных сотрудников можно включить в ассортимент кофе и готовую продукцию в удобной упаковке на вынос (завтраки, обеды). Или если ваша точка расположена на туристическом маршруте, то в ассортименте будут хорошо востребованы сувениры, а в кафе-пекарнях – комплексные туристические обеды (в этом направлении организовывается работа с турагентами, чтобы организация обедов для групп строилась по плану).
2. Усиливать уникальным ассортиментным и сервисным предложением свою приоритетную категорию, работая на трафике конкурента (супермаркета). Например, магазин рыбной продукции находящийся в торговом центре напротив касс супермаркета «Перекресток», где представлен ассортимент охлажденной рыбы и деликатесной рыбной продукции, работая на трафике конкурента, имеет в ассортименте уникальные позиции морской рыбы, морепродуктов и рыбных деликатесов, который шире и разнообразнее того, что представлен в супермаркете.
Помимо этого, во многих компаниях по-прежнему отсутствует система обратной связи с покупателями и быстрая и адекватная реакция на жалобы и недовольства (решение системных ошибок в бизнес-процессах). На мой взгляд, это еще один баг и точка для роста.
Некоторые региональные торговых компаний, имеющие сильное собственное производство в различных товарных категориях сейчас:
- уменьшают торговую площадь
- сокращают ассортимента федеральных производителей,
- усиливают и развивают ассортимент собственного производства в различных товарных категориях,
- тестируют формат нишевых мини-магазинов.
Приведу один кейс. Переход от супермаркетов «Планета Земля» к мини-маркетам «Ферма Тоцкого» (г. Пенза). До 2020 года супермаркеты «Планета Земля» занимали площадь 1000 м2. За последний год произошло сокращение площади вдвое, а новый магазин «Ферма Тоцкого» был открыт площадью 250 м2. Основной ассортимент: натуральные продукты, произведенные на собственных фермах (молочная продукция, сыры, рыба и рыбная продукция, мясо, полуфабрикаты, кулинария, кондитерские изделия и торты). Доля собственного производства выросла от 30% до 80%.
В стратегических планах компании переход от супермаркетов к фермерским мини-маркетам и построение сети фермерских магазинов с торговой площадью 100 м2 в различных районах города. У компании в регионе своя постоянная целевая аудитория около 20%, которая делает выбор в пользу натуральных продуктов. Организована оперативная доставка во все районы города Пензы: собственной службой доставки, самовывоз собранного заказа в трех точках города, заказ накануне дня доставки.
Мы уже говорили, что онлайн-канал продаж оттягивает продажи. И это не только маркетплейсы и продажа через сайт и социальные сети, а ещё и платформы агрегаторы и сервисы доставки. Рассмотрим, какие факторы позволят перетянуть покупателя из сервисов доставки в традиционную розницу. На мой взгляд, они следующие:
1. Товарная специализация по ассортименту (нишевые магазины).
2. Умение работать с категориями FRESH и UltraFRESH.
3. Качество продукции, соотношение цены и качества.
4. Режим работы (более раннее открытие и позднее закрытие) и качество обслуживания и сервиса.
5. Фокусировка на определенных ценовых сегментах (средний и эконом).
6. Современные и системные коммуникации с покупателями и потребителями: доступность и понятность информации о товарах, его свойствах; персональные предложения (ценовые, товарные и сервисные) для различных целевых аудиторий и конкретных покупателей; современные каналы донесения информации (мессенджеры, приложения и прочее); демонстрация различных возможностей использования и способов приготовления, покупательского и потребительского опыта.
7. Коллаборация с другими региональными магазинами (развитие в формате shop-in-shop — отдел в магазине с трафиком и целевой аудиторией; совместные закупки.
8. Технологичные сервисы, повышающие эффективность.
9. Командные эффекты в управлении. Командные эффекты — это конкурентные преимущества, создаваемые путем формирования и развития команд на всех уровнях и межфункционального взаимодействия в организации.
Самым острым вопросом, касающимся конкуренции с федералами, считается вопрос цены. Не секрет, что на национальные и федеральные бренды у крупных сетевых компаний, работающих во многих регионах, закупочные цены выгоднее, чем у других компаний, а также они могут предложить «вкусные» акционные предложения по цене. Если региональные сети, обладая силой в конкретном регионе, могут получить сопоставимые торговые условия, то небольшим сетям и одиночным магазинам это не под силу.

Выход из ценовой конкуренции – поиск местных поставщиков, поставщиков региональных, производящих не очень известные и раскрученные торговые марки и участие в закупочных союзах.
Еще один важный момент – это оптимизация процессов. В настоящее время существует множество сервисов, которые специализируются на традиционной рознице и решают для них задачи организации и сопровождения важнейших бизнес-процессов. Укажу несколько функций, которые могут быть организованы и оптимизированы при помощи внешних провайдеров по доступной цене. Они решают следующие задачи и помогают повысить эффективность небольшой рознице:
1. формирование персональных предложений для целевых клиентов и донесение информации до клиентов через различные каналы коммуникации с клиентами (возможно создание своего приложения на платформе сервиса);
2. организация умного мониторинга товарных запасов, контроля и мониторинга работы промоутеров и продавцов;
3. решение хозяйственных вопросов — сервис мастеры;
4. управление персоналом;
5. управление товарами и отношениями с поставщиками.
Отмечу, что одним из факторов эффективной конкуренции и методов увеличения продаж является также правильное освещение торгового зала, акцентное освещение и освещение в торговом оборудовании.

Ещё один общий тренд, который усложняет конкуренцию для региональных компаний, ситуация на рынке труда: не хватка кадров не только для развития, но и для текущей операционной деятельности.
В этой ситуации у крупных компаний больше финансовых ресурсов для того, чтобы удерживать профессиональные кадры за счёт возможности увеличить финансовую часть мотивации и наличие множества вариантов нематериальной мотивации. В этой связи рекомендую сфокусировать внимание на развитии корпоративной культуры и системы нематериальной мотивации.
В завершении отмечу, что кроме выше названных аспектов, очень важно отслеживать эффективность магазина, товарных категорий, контрактов, товарных запасов и персонала. Чтобы быть конкурентоспособным, фокус внимания — эффективность!