За то короткое время, что прошло с момента опубликования новости, было много негативных комментариев и реакций типа «уже было, уже проходили, уже заканчивалось ничем». Действительно, таких попыток ранее было много. Однако хочу привлечь внимание профессиональной общественности к ряду факторов, которые сделают это объединение потенциально более успешным.
Приход Ольги Наумовой на позицию СЕО
Имея значимый опыт работы в двух крупнейших федеральных ретейлерах, Ольга Наумова — именно тот человек, который может обеспечить успех новому альянсу. И информационно, понимая, какой уровень ретейла сегодня имеет высокую операционную эффективность, и организационно, будучи способной притащить на любой пост опытного сотрудника (благо, они и сами часто расстаются с федеральными торговыми сетями).
Хотя надо сказать, что ретейлеры и Дальнего Востока, и Сибири постоянно пасутся на HR-просторах центральной части России и выдергивают себе интересных сотрудников десятками, но приход Наумовой все меняет – к ней профессионалы ретейла поедут «за вызовом» и за масштабом работ, а не за запахом тайги, который часто был основой в принятии решения о переезде ранее.
К тому же и для Наумовой это не менее важный вызов – после интересного, но спорного ухода в логистику (это функция ретейла, но только малая часть его), а потом перехода в «Агрокомплекс» (бизнес семьи бывшего губернатора Краснодарского края и главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева — Ред.), и почти молниеносный уход в альянс обязывает показать 100% результат. Все же статус ретейл-гуру не пустой звук, но все понимают, что его надо подтверждать и далеко не словами. Ну а заставить даже металл плавиться она умеет, не зря же работала СЕО металлургического комбината!
Разноформатность объединяемых сетей
Важно видеть, что объединяются не просто ретейлеры, а разноформатные ретейлеры. Например, «Самбери» имеет в составе преимущественно гипермаркеты, «Слата» — супермаркеты и дискаунтеры, а «Красный Яр» работает по формуле классического супермаркета. Очевидно, что трансляция накопленных успешных решений между компаниями поможет более правильно сформировать профиль магазинов, учитывая доступные локации и их площади, потенциал проживающих рядом жителей, наличие конкурентов и тд. Не удивлюсь, если через очень короткое время «Самбери» резко прирастет десятками дискаунтеров (эту моду уже почувствовали на Дальнем Востоке), а, например, «Красный Яр» выйдет в сегмент магазинов у дома, где у Наумовой накоплено достаточно нужных компетенций.
А успешное развитие этих двух форматов, в основном, завязано на эффективной логистике, что так же должно быть решено путем создания альянса. Во всяком случае это декларируется как одна из целей «Восточного союза».
Скорый приход федералов на территории объединяемых сетей
Федеральным сетям все сложнее и сложнее развиваться на «старых» территориях, удачные локации заканчиваются не только в городах, но и в малых населенных пунктах. Да, есть еще свободные территории на Северном Кавказе, однако и они попадают в оборот ретейлеров – недавно «Магнит» анонсировал выход в Дагестан, где будут открыты десятки магазинов, «Лента» уже несколько лет работает в Чеченской республике, процесс не быстро, но идет. Но планы акционеров о росте выручки никто не отменял и тогда остается только одна свободная территория – Дальний Восток и часть Восточной Сибири. «Дикси» уже передал компании «Фреш 25» права на франшизу магазинов «Первым делом» и магазины уже начали открываться, о планах выхода на Дальний Восток также заявило руководство Х5, предполагая открытие первых магазинов в 2023 году и т.д.
Наверное, предчувствуя это, а может, опережая события, и был образован «Восточный союз», который позволит конкурировать с федеральными сетями на более высоком уровне, привлекать финансирование, обеспечивать эффективную логистику, повышение операционной эффективности.
Значимый рост закупочной силы
Анализируя профиль цен поставки многих поставщиков в федеральные и в локальные сети, можно увидеть, что крупные игроки часто получают значительно лучшие закупочные условия. Это понятно, розничная сеть в 10 000 магазинов и в 100 обладают разной рыночной привлекательностью для поставщика и он охотно предоставляет крупным сетям цены на свои товары на 2-3%, а то и на 5% ниже. И не раз я находит разницу в цене на поставляемые товары в 10% и более! И на вопрос «почему так» поставщик отвечал – «должен же я хоть где-то зарабатывать»…
Создав альянс, эти ретейлеры получили возможность войти в топ 10 сетей по закупочной силе и снизить стоимость поставляемых товаров, получив мощный экономический эффект, который можно оценить в 3% от годового товарооборота.
Пятый элемент
Что можно отнести к потенциальным точкам роста «Восточного союза», которые, предположу, держат в «резерве ставки» и не заявили в момент его организации:
1. Если бы к заявленным целям была добавлена активная работа по продаже франшизы, то «Восточный союз» успел бы до прихода федералов занять больше локаций, что возможно при активном поиске франчайзи.
2. Расширение альянса на Запад и включение локальных сетей, так же не конкурирующих с участниками по территориальному признаку. Сети Урала или Центральной части России испытывают даже большее давление федералов и имеют повышенный интерес к вхождению в альянс.
3. Создание общего бренда как итог унификации ассортиментной, маркетинговой, ценовой политик. Если такая унификация произойдет, то отличать сети друг от друга будет только название, сама услуга станет одинаковой, что было бы логично и отметить единым товарным знаком.
4. Судя по долям участников в Альянсе, вхождение в проект у всех троих равнозначное (у каждой сети 33,3%), но товарооборот у сетей разный. Это позволяет предположить, что альянс получит не все полномочия, пока до объединения сетей дело не дошло. Но, может, это следующий шаг и руководство просто не торопит события? Учитывая то, что это не просто случайно подобранные сети, а они давно «дружат домами», можно предвидеть, что «Восточный союз» при успехе станет ядром построения новой, объединенной сети.
Это один из немногих случаев, когда региональные ретейлеры не просто выбрасывают белый флаг, выходят из бизнеса или продают его за копейки.
Это подготовка сразу трех региональных сетей к драке за покупателя, к драке за товарооборот, за место под солнцем ретейла. И от такой драки выиграют все — от покупателя, который получит еще больше интересных товаров по привлекательным ценам, больше сервиса, больше акций лояльности, до, как ни странно, федерального ретейла, которому надо будет искать пути повышения конкурентоспособности своих магазинов на новых для себя рынках. Ведь местным сетям все будет помогать: и высокий уровень лояльности покупателей, и налаженные связи с поставщиками, и поддержка местных властей (иногда граничащая с протекционизмом), и даже стены. Дальний Восток преподнесёт еще много сюрпризов федералам. Там другая фаза развития рынка (читай покупателя), более сложная логистика, а засилье «китайщины» на порядок выше, чем на классических территориях. Все это надо осмыслить и как-то положить на существующую бизнес-логику. Но на то это и федеральные сети, что и не с такими вызовами справились!
Если резюмировать – Let's get ready to rumble (рус. Давайте приготовимся к драке!), как говорит известный ринг-анонсер Майкл Баффер. Драки, от которой выиграют все!