Еда торговле в помощь

Торговые центры Москвы все больше превращаются из мест для шопинга в территорию комфортных развлечений и отдыха. Еда — один из способов получить новые впечатления. Неудивительно, что в последнее время она стала важным оружием торговых комплексов в войне за посетителей —– за их время и лояльность. По данным JLL, уже около 30% заведений общепита Москвы расположено в торговых центрах. (В Петербурге процент пока меньше — 20-25%.)

«Основная целевая аудитория современного ТК — это миллениалы (поколение, рожденное в 80-х и 90-х годах XX века. — Ред.). Они гораздо больше ориентированы на получение новых впечатлений и опыта, чем на покупку материальных вещей. Поэтому грамотно подобранный состав операторов общественного питания — узнаваемые бренды и новые яркие концепции — может повысить время пребывания таких посетителей в торговом центре. А это, в свою очередь, увеличивает привлекательность объекта в целом и показатели его операционной деятельности», — говорит руководитель отдела ретейл консалтинга департамента торговой недвижимости компании JLL Полина Жилкина.

Эксперты JLL подсчитали, что кафе и рестораны занимают около 6% арендопригодной площади в московских торговых центрах (или 3% их общей площади). За 2017 год этот показатель вырос на 1%. Причем в современных ТК (открытых в столице после 2010 года) доля общепита больше — около 9%. А в некоторых новых проектах, над которыми сейчас работают девелоперы, например ADG group, под кафе и рестораны будет отведено уже 15-20% совокупной арендопригодной площади. Крупнейшими в абсолютном значении площадками под фуд-корт — от 9 тыс. до 11 тыс. м2 — сейчас, по данным JLL, располагают самые большие по общей арендопригодной площади торговые центры: Columbus, «Авиапарк», «АФИМОЛЛ Сити», «Метрополис», «Vegas Крокус Сити», «МЕГА Химки».

Оптимальное размещение в торговом центре в зависимости от сегмента общепита

У специалистов CBRE похожая статистика. Но они добавляют, что доля общепита зависит от размера ТК и его местоположения. «В крупных комплексах площадью более 100 тыс. м2 на общепит приходится 5-6%. И этот, казалось бы, ничтожный процент дает более 5-10 тыс. м2 арендуемой площади, или около 50-70 точек общепита. В крупных международных комплексах предельная доля общепита составляет 10-12% арендной площади. А в комплексах небольшого размера около станций метро и транспортно-пересадочных узлов этот показатель может достигать 15-20% (для ТРЦ с GLA — 15-30 тыс. м2)», — констатирует руководитель отдела разработки концепций торговых центров CBRE Иван Артемов.

В Петербурге похожая картина — общепит занимает около 5% арендных площадей ТРК. И за прошлый год рост был сопоставим со столичным.
Увеличивая долю общепита в ТРК, российские девелоперы ориентируются на опыт зарубежных коллег. «В Европе доля кафе и ресторанов в торговых центрах за последние 10 лет увеличилась с 5 до 10 15% общей площади, и к 2025 году ожидается рост показателя до 20-25%. А в Азии доля кафе и ресторанов уже превысила 30% общих площадей ТРК», — констатирует Полина Жилкина.

Количество
Грамотные девелоперы умело используют способность кафе и ресторанов генерировать людской трафик и уделяют большое внимание организации пространства для общепита. Нередко дело заканчивается реконцепцией ресторанной зоны. По данным JLL, на московском рынке реорганизацию фуд-кортов уже провели такие успешные в коммерческом плане ТК, как «Метрополис», «Атриум», а также «МЕГА Теплый Стан» и «МЕГА Химки». В последнем упомянутом ТЦ зона общественного питания после реконцепции выросла на 50% — с 3,6 тыс. до 5,3 тыс. м2. Прошлой осенью там появился гастрономический кластер «Вкусный бульвар», где работают 17 ресторанов, два кафе, восемь операторов быстрого питания и фермерский рынок LavkaLavka.

В Петербурге большая реконцепция зоны питания запланирована в ТРК «Сити-Молл». Помимо фуд-корта в торговом комплексе появится гастрономическое пространство, на котором не будет операторов фастфуда. «Хотим в 2 раза увеличить его площади и впервые в Петербурге применить новую концепцию его заполнения арендаторами. Вместе с традиционными брендами быстрого питания там будет представлена доступная гастрономия — местные ресторанные бренды, в том числе вегетарианские», — сообщили в компании FortGroup (собственник ТРК).

«В процессе реконцепции появляется новый ресторанно-развлекательный формат — пространство, которое объединяет игровой, развлекательный сегмент и сегмент общественного питания», — делится наблюдениями директор департамента исследований Colliers International Вероника Лежнева.

В финской компании SRV (девелопер проекта «Охта Молл») рассказали, что еда в комплексе сейчас занимает 10% его площади. «У нас на фуд-корте работают 17 арендаторов. Но их число постоянно увеличивается. Недавно, например, бизнесмен Александр Ситников открыл здесь ресторан сербской кухни «Вкусновица» площадью 600 м2. Это второе его заведение в нашем ТРК — рядом работает ресторан узбекской кухни «Чайхана-Пахлава». Люди приходят в торговый центр за комбинацией опытов. И еда в этом плане очень важна», — рассказали в SRV.

Качество
Эксперты отмечают, что большая доля операторов общепита не гарантирует однозначный успех торговому центру. Важен также их состав, качество и структура.

«На рынке Петербурга, например, в последнее время закрепился формат гастрономических бургерных в ТЦ. Примеры таких заведений — «Питбургеры» в ТЦ «Перинные ряды», BB&Burgers и Black Star Burgers в ТРЦ «Галерея». Также в торговые центры приходят совсем новые для рынка формы — специализированные бистро (например, «Мясное бистро» в ТРК «Заневский каскад»). Параллельно растет популярность форматов пельменных, хинкальных, пекарен: они могут располагаться не только на последних этажах ТЦ, но и у входа в торговые комплексы, как, например, в ТРК «Охта Молл», — говорит Вероника Лежнева.

«Структура операторов общественного питания может различаться в зависимости от типа и размера торгового центра. Но идеальным считается следующее распределение: 20% операторов рассредоточены по торговому центру, 80% сгруппированы и эффективно организованы в одном месте», — говорит Полина Жилкина.

Но в 2017 году, по данным экспертов, структура операторов кафе и ресторанов в торговых центрах двух столиц глобально не изменилась. Слегка выросла доля ресторанов с обслуживанием (с 56 до 60%, а в ключевых ТК — до 65%), а доля фастфуда и кафе снизилась, говорят в компании JLL. В Петербурге — похожий тренд.

Не только плюсы
Для самих кафе и ресторанов плюсы от размещения в торговых центрах очевидны. «Здесь более предсказуемая модель работы. ТЦ — закрытая структура. Он сам формирует трафик. И поток покупателей можно спрогнозировать. Причем посетители торгового центра готовы тратить деньги на еду, поскольку это становится неотъемлемой частью процесса шопинга и развлечений. И благодаря людскому трафику в работе общепита в ТЦ, в отличие от кафе и ресторанов в других местах, нет так называемых мертвых часов, например, днем», — говорят в JLL.

Кроме того, точкам общепита в ТЦ не нужно нести дополнительные затраты на техническое оснащение помещений: вентиляцию, отопление, канализацию, водоснабжение и т.д. Все это, как правило, уже предусмотрено собственником в специально отведенных под кафе и рестораны помещениях.

«Но эти расходы включены в арендную плату ресторана. И она порой очень высока. Прежде чем открыть ресторан в ТРК компании SRV («Жемчужная Плаза» и «Охта Молл»), мы пытались вести переговоры с другими девелоперами. Но не смогли договориться по этому пункту. Нам важно, чтобы ресторан приносил 25% в год минимум. Это серьезный бизнес, а не игрушка. Но для его существования нужны хорошие стартовые условия», — рассказал ресторатор Александр Ситников.

«Организация ресторанных и развлекательных зон в одном месте торгового комплекса, а также объединение их с другими концепциями, может быть взаимовыгодной. Операторы сегмента развлечений привлекают посетителей в торговый центр и увеличивают их время пребывания в нем. А кафе и рестораны делают процесс развлечений завершенным», — добавляет Полина Жилкина.

А основная негативная сторона размещения общепита в торговых комплексах — это ограничение трафика часами работы торгового центра. Правда, ТК могут организовывать отдельный доступ для ресторанов даже после закрытия, так же как это сделано для зоны развлечений и кино. Но не все на это идут.

Эксперты прогнозируют дальнейшее развитие общепита в ТРК. «Потенциал роста здесь значительный. У россиян траты на питание вне дома не превышают 5% общих трат. А в европейских странах и США — 8-12%. Но рост активности населения сдерживает то, что реальные доходы людей не растут. Тем не менее люди выходят из дома и стремятся проводить время весело и интересно. И общий пул кафе и ресторанов становится одним из важных якорей комплекса для потенциальных посетителей. А в перспективе 2-3 лет при сохранении текущих показателей рынка розничной торговли в современных торговых центрах, вероятно, доля общепита в ТРК будет расти за счет более широкого использования концепций», — заключил Иван Артемов из CBRE.

Мнение

Алена Мариничева, директор департамента рекламы УК «Адамант»:

Бизнесы, связанные с едой, будут востребованы всегда. Появляются новые форматы, которые будут занимать свои ниши. Люди все больше времени проводят в ТРК, особенно когда погода не располагает к прогулкам.

В наших ТРК общепит традиционно представлен в локации «Ресторанный дворик». Это совершенно определенное место с конкретной площадью и коммуникациями. Поэтому количество операторов на нем фиксировано. Происходит только замена одного на другой — на что-то более актуальное и востребованное. С другой стороны, во многих ТРК открываются обособленные кафе и рестораны. Это делается для более удобной логистики для посетителей. Например, «Ресторанные дворики» в основном расположены на верхних этажах комплекса, а кафе открываются на первом этаже — так у посетителей появляется возможность передохнуть от шопинга или назначить встречу, которую можно провести не спеша. Это отличает формат кафе от фуд-корта, который предусматривает быструю смену посетителей. Рестораны в ТК — это еще один повод его посетить: назначить встречу, выпить кофе за чтением новостей, провести романтическое свидание, поесть.