У нас в России история развития e-grocery немного отличается от ситуации в мире. Сначала буст (бурный подъём – Ред.) пришелся на доставку из ресторанов (2015-2017 года). Люди распробовали экспресс и это послужило драйвером роста e-grocery. Хотя e-grocery в формате закупки впрок до этого в течение 20 лет развивался достаточно консервативно. У «Магнита» есть очень большой потенциал на этом рынке. Если X5 Group занял плотные лидирующие позиции на рынке столиц, масштабно представленный в регионах «Магнит» и занимающий в некоторых из них лидирующие позиции, имеет все шансы открыть прелести онлайн-доставки для остальной части России. У «Магнита» есть для этого необходимая инфраструктура в офлайне (для сборки заказов из магазинов). Затем по аналогии со «ВкусВиллом», когда нагрузка на офлайн-ретейл достигнет определенного порога, органично будет создание специализированных дарксторов. Возможно где-то с кастомизированной матрицей.

Я бы до конца не отметал кейс доставки впрок. Возможно, это следующий шаг для нашего рынка – по мере зрелости потребителя возникает спрос на долгосрочные закупки и более широкую матрицу.

Сейчас я вижу, что экспресс-формат (и чем больше он экспресс, тем ярче это проявляется), несет в себе миссию побаловать себя и попробовать уникальные виды условного мороженого или лимонада. 


Но чем взрослее аудитория сервиса и чем больше членов семьи становятся покупателями, тем более рациональной становится покупка. По размеру среднего чека у X5 и у коллег из супер-экспресс доставки это видно. Отличаются и категории. Соответственно, чуть более взрослая аудитория предпочитают делать заказ из онлайн-аналогов супермаркета.

Когда в этот рынок будут заходить все больше диджитализированных домохозяек (этот процесс происходит во всем мире), будет расти корзина и потребление станет рационализированнее. Это шаг вперед. А сейчас нам всем необходимо отработать запрос на аналог формата «супермаркет», когда покупатель идет в магазин, хочет за час вернуться и принести корзину в районе 1 тыс. рублей на ближайшие дни. Эта история отлично отрабатывается текущим видением формата экспресс с матрицей супермаркета. Здесь важно представить все категории, имеющие спрос в онлайне, а также хорошо себя показывающие СТМ и готовую еду.

В данный момент основная доля наших заказов приходится на партнеров. Мы подключаем новых больших стратегических партнеров, с которыми планируем делать федеральное покрытие. Если мы поймем, что данный канал полностью исчерпывает наши амбиции по росту, то сосредоточимся на инфраструктуре, работе с матрицей, на решении внутренних операционных задач по скорости сборки, по комплектации товара, по подбору идеальной матрицы и идеального формата для онлайн-канала. При этом мы оставляем за собой право развивать и собственную логистику, и собственные программные продукты. В первую очередь речь идет о технологиях. Это будет параллельный процесс, будем смотреть на экономическую и операционную эффективность.

Доставка из «Магнит Косметик» интересный и перспективный канал. Да, количество заказов там меньше, чем в продуктовом ретейле. Но спрос на этот сервис есть и он больше, чем мы изначально рассчитывали. В этой категории товаров большую ценность имеет широкая матрица, чем скорость доставки. Под косметику и аптеки имеет смысл модифицировать операционную модель и думать о неком аналоге маркетплейса и более широкой матрице.
С одной стороны наша текущая операционная модель позволяет нам в моменте работать не в убыток. С другой стороны стоит задача сделать присутствие в e-commerce пропорциональным размеру «Магнита» в целом на российском рынке ретейла.

Поэтому сейчас мы переходим к фазе развития. Я бы не стал называть это фазой инвестирования, скорее фазой умных трат. 


Ожидания наших акционеров отличаются от ожиданий инвесторов в традиционном венчурном бизнесе. Нам нужно внимательно смотреть на нашу эффективность. Однако, у нас есть закупочная сила, которая отличается от возможностей коллег, и мы можем работать с поставщиками в аспектах, в которых способен мало кто другой. Все это дает нам возможность управлять своей EBITDA и доходностью более эффективно.

На западных рынках, где разрешена онлайн-торговля алкоголем, на эту категорию приходится большая часть корзины в супер-экспресс доставке. Это, пожалуй, главная надежда на будущее для роста экспресс-доставки и главная причина для крупных сетей смотреть в это направление.

Из выступления на конференции «Гиперскачок онлайн-торговли: новые лидеры и их стратегии», организованной INFOLine и Retail.ru