Любые войны, в том числе и торговые, сопровождаются человеческими потерями: в обычных войнах гибнут люди, в торговых — сокращаются рабочие места. Больше всего пострадала американская и британская розничная торговля, потери измеряются сотнями тысяч рабочих мест. Эксперты надеются: когда зона турбулентности, еще ее называют «розничным апокалипсисом», будет пройдена, кадры вернутся в магазины, но это будут уже совсем другие магазины.

Посчитали — прослезились
Согласно данным, опубликованным в мае 2019 года американским правительством, в период с конца 2017 года национальная розничная торговля сократила 197 тыс. рабочих мест. Правда, к декабрю занятость в секторе немного увеличилась, тем не менее на конец 2019 года потери были зафиксированы на отметке 111 тыс. рабочих мест, в том числе только за 2019 год — 77 475. По числу увольнений розничная торговля лидирует среди всех отраслей американской экономики.

Британия в прошлом году еженедельно теряла в среднем 2750 рабочих мест. По данным Британского центра исследований розничной торговли, в общей сложности было ликвидировано 143 128 рабочих мест. Центр прогнозирует, что без вмешательства государства потери крупных ретейлеров превысят в 2020 году 171 тыс. рабочих мест. В 2019-м ретейлеры сократили 85 тыс. работников из-за слабого потребительского спроса, растущих затрат и перехода к онлайн-покупкам, усугубленного неопределенностью Brexit. В 2016 году BRC предсказывал, что число занятых в розничной торговле (около 3 млн человек) к 2025 году сократится на 900 тыс. и многим будет трудно найти новые вакансии. Сегодня эксперты сходятся на том, что страхи оказались явно преувеличенными, однако эта проблема стоит того, чтобы ей уделили внимание.

Уровень безработицы в Германии довольно стабилен. Ожидается, что в этом году он вырастет до 5,1% с 5,0% в 2019 году, а затем, в 2021-м, снова снизится до 4,9%. Одними из громких жертв сокращений стали сотрудники модной сети Gerry Weber, объявившей о банкротстве в январе. В результате реструктуризации 120 немецких магазинов сети были закрыты вместе с 450 рабочими местами. Давление на рынок также вызвало слияние в прошлом году универмагов Karstadt и Kaufhof. Несмотря на то что новое совместное предприятие исключило закрытие каких-либо магазинов, около 2600 человек были уволены.

Как определить, что вы горите на работе, читайте здесь.



По данным Статистического управления Канады, рынок труда в стране пережил в ноябре 2019 года свой худший месяц с 2009 года, потеряв 71 200 рабочих мест. Доля розничной торговли — 14 300 сокращений.

Во Франции сеть «Ашан» заявила, что планирует сократить 517 рабочих мест в рамках усилий по снижению затрат из-за конкурентной борьбы с Amazon, а также из-за изменений покупательских привычек. Всего безработными во французской розничной торговле стали 15 тыс. человек.

Исследование Forrester, проведенное в прошлом году, показало, что в результате автоматизации к 2021 году в розничной торговле США и стран Евросоюза может быть потеряно 6% рабочих мест. Еще одно недавнее исследование Oxford Martin School показало, что в ближайшие годы эта цифра может составить 7,5 млн рабочих мест.

Женская доля
Больше всего от реструктуризации отрасли пострадали женщины. Соотношение женских и мужских потерь эксперты оценили как 1 к 2. Согласно последнему анализу Института исследований политики женщин (IWPR), основанному на данных Бюро статистики труда США, в прошлом году женщины чаще теряли работу в розничном секторе, в то время как количество «мужских позиций» даже выросло.

Одной из причин такой разницы может быть гендерная сегрегация в отрасли: мужчины и женщины, как правило, концентрируются на разных типах рабочих мест в розничной торговле. В 2018 году 73,8% кассиров, одной из наиболее распространенных должностей в магазинах, были женщины. В то время как среди водителей грузовиков, пользующихся высоким спросом на рынке труда в настоящее время, женщины составляли только 6,6%.

Из магазинов уходят кассиры и продавцы, однако те продолжают нанимать людей в распределительные и складские подразделения, где традиционно доминируют мужчины.


Как все переплетено на рынке труда, читайте здесь.



Сезонное решение проблемы
Одновременно с объявлениями о массовых сокращениях идет интенсивный набор сезонных работников, цель которых увеличить пропускную способность магазина в праздничные дни. Сезонных рабочих нанимают как физические, так и онлайн-магазины. Amazon в рождественские праздники нанял свыше 200 тыс. сезонных рабочих, универмаги Macy's и Kohl's — по 80 тыс. и 90 тыс. соответственно. Всего, по данным аутсорсинговой компании Challenger, Gray and Christmas, крупные американские розничные торговцы в прошлом году наняли около 790 тыс. сезонных сотрудников.

Кандидат в президенты от демократов еще месяц назад внес на рассмотрение законопроект о защите работников, занятых неполный рабочий день во время курортного сезона. Эта мера требует, чтобы крупные работодатели предлагали своим сотрудникам больше часов, прежде чем нанимать новых работников или субподрядчиков, и позволяли бы тем, кто работает неполный рабочий день, принимать участие в пенсионных планах, что позволило бы им иметь право на семейный и медицинский отпуск.

Виновата электронная коммерция
Большая часть банкротств и, соответственно, сокращений пришлась на универмаги и магазины одежды. Одна только сеть Macy’s отправила в бессрочный отпуск 10 тыс. человек, а сеть J.C. Penney уволила еще 5 тыс. Список компаний, распускающих свои штаты, постоянно растет: Sears уволил 500 человек, постоянно сокращают персонал Dick's, Walmart, Lowe's, Hudson Bay, Abercrombie & Fitch, American Apparel и многие другие.

В то же время электронная коммерция, которую обычно обвиняют во всех проблемах розничной торговли, создает рабочие места гораздо быстрее, чем обычные розничные магазины. Майкл Мандель, главный стратег по экономике Института прогрессивной политики, обнаружил, что электронная коммерция создала 397 тыс. рабочих мест за последнее десятилетие. «Мы заменяем неоплачиваемые часы, которые домохозяйства тратят на покупки, оплачиваемым трудом, — сказал Мандель изданию Retail Dive. — Раньше вы садились в машину и ехали в торговый центр или большой магазин, пару часов бродили по магазинам в поисках чего-то, а потом вставали в очередь и тратили время, чтобы забрать свою машину с огромной стоянки. Все это занимало в общей сложности 3 или 4 часа. Сейчас за вас все эти операции делают службы онлайн-магазинов».


Как кадровик защищает бизнес от рисков, читайте здесь.



Прекрасные магазины будущего
Обязанности сотрудников, сумевших сохранить свои рабочие места, вероятнее всего, будут меняться. Ретейлерам, пытающимся конкурировать с онлайн-игроками, придется выжимать из своих магазинов, а значит и сотрудников, более высокую производительность.

Эксперты полагают, что благодаря технологиям, а также уменьшающимся размерам и запасам магазинов их сотрудники смогут посвятить свое время обслуживанию клиентов. Для того чтобы конкурировать с онлайн-ретейлерами, обычные магазины будут уделять больше внимания общению с клиентами, поскольку межличностное взаимодействие остается главным преимуществом розничной торговли перед электронной торговлей.

Профессор MTI Зейнеп Тон, преподающая курс по стратегии розничной рабочей силы, считает, что для того, чтобы розничные сети выжили, им нужно задуматься о продуктивности своих сотрудников. Фактически, утверждает она, недостаточное внимание ретейлеров к роли сотрудников магазина отчасти и привело к падению продаж во всей отрасли.