Маркетплейсы сделали очень много для российского рынка ретейла, но есть один аспект, за который представители Минпромторга и Минэкономразвития должны поблагодарить Wildberries, Ozon и другие маркетплейсы, — благодаря маркетплейсам мы узнали, сколько производителей работают в России. Они вытащили всех индивидуальных предпринимателей и всех производителей чего бы то ни было на свет божий, как до этого «Яндекс» и Uber вытащили из серой и черной зоны всех таксистов.

На Wildberries сейчас представлено 2300 брендов женских носков, и теперь все они на виду. Потому что если тебя нет на Wildberries, тебя нет в принципе. 


На Ozon можно найти 5000 производителей зубной пасты. Никакой Минпромторг такими данными не обладал, а сейчас они доступны.

Более того, большие маркетплейсы сделали то, о чем все говорили годами, для чего создавалась Корпорация МСП и что казалось невозможным. Wildberries, Ozon и «Яндекс» сделали становление малого бизнеса в России реальностью. Ты можешь быть матерью-одиночкой, дома шить платья и размещать их на онлайн-площадке. Ты можешь быть рукастым дядькой, делать разделочные доски и продавать их в интернет-магазине. И это абсолютное чудо с точки зрения занятости людей и помощи малому бизнесу, потому что теперь они легко могут продать свои товары.

Еще один важный момент: маркетплейсы очень много сделали для развития финансовой грамотности населения, потому что это население теперь продает там свои товары. Продавцы вынуждены повышать свою финансовую грамотность, разбираться в нюансах НДС, УСН, маржинальности, программ лояльности и продвижения товара. Это удивительный феномен.

Конечно, ничего этого они не собирались делать. Но так получилось. Теперь любой человек может взять дубовую чурочку, сделать из нее что-то, придумать, как это производить серийно, и начать торговать на маркетплейсе. Во-первых, это занятость населения, во-вторых, обеление рынка — все деньги видны государству: откуда и куда они идут, сколько налогов из них платится. Очень вовремя подоспела история с самозанятыми, которые теперь сидят на Wildberries и Ozon.

Как выяснилось, рынок можно обелить не с помощью государственных запретов, а с помощью частных компаний. 


Для меня это этнографически интересная история. Как рынок может сам привести себя в абсолютно белый вид. Экономисты начала XX века писали о том, что бизнес хочет работать максимально вчерную и не платить налоги. Все мы это читали и были уверены в правильности такого подхода, а оказалось, что бизнес крайне склонен к самообелению, только дай ему такую возможность, а также бизнес хочет платить налоги, если они разумные (а у ИП и самозанятых они разумные).

Я не верю, что громкие истории о том, что Wildberries в очередной раз надавил на поставщиков и понизил цены или увеличил комиссию, могут привести к падению популярности маркетплейсов.


Все поорали, повизжали и забыли. На место 100 ушедших поставщиков придут 10 тыс. новых. Wildberries в этой ситуации молодцы, потому что в их положении нужно вести себя максимально жестко, ведь они дают самое ценное, что есть в рунете, — трафик. Да, правила игры такие. Просто партнерам нужно смотреть на перспективу и просчитывать, сколько они заработают за год, а не какие плохие финансовые результаты им принесет одна конкретная акция.