Рейтинг состоялся в рамках VI Санкт-Петербургского Международного Форума Труда. Участники рейтинга — российские ретейлеры рассказывали о своих ноу-хау, позволивших заметно улучшить работу с кадрами.

В итоге были определены победители в номинациях, посвященных увеличению производительности труда, мотивации персонала, снижения текучести кадров, создания комфортной среды для работы и др.

Номинация «Только вперед – достижения в сфере мотивации сотрудников».
Победитель — сеть магазинов оптики «Счастливый взгляд»

Наш кейс назывался «Happycoin – монетка, которая меняет все». В период пандемии компания очень остро ощутила кадровый голод, снизилась эффективность работы команд, а из-за отмены всех мероприятий, корпоративная культура впала в спячку. Было понятно, что нам нужны экстренные меры реабилитации персонала.
Пришла идея внедрения корпоративной валюты, которую мы назвали Happycoin. Были определены основные цели проекта – повышение лояльности сотрудников, снижение текучести кадров и снижение затрат.
Были продуманы механики, с помощью которых мы увеличили количество корпоративных мероприятий, добавили соревновательных элементов, чтобы оценивать бизнес-показатели, разработали командообразующие конкурсы. За все вышеперечисленное сотрудники и получали Happycoin.
Момент удержания персонала был решен с помощью установки временных рамок для траты корпоративной валюты. К слову, потратить Happycoin можно в специальном интернет-магазине и на покупки лотерейных билетов. В лотерее мы разыгрываем приятные призы и подарки. А главные призы (корпоративные поездка) и квартира в Петербурге просто не позволяют сильнейшим бросить все на середине пути!
Программа показала свою высокую эффективность. За год рост eNPS составил 15 пунктов, вовлеченность выросла на 30%. В тоже время текучесть кадров снизилась на 6%, а затраты на персонал — на 25%.

Номинация «Прорыв года – за существенное улучшение ключевых HR-показателей: снижение текучести кадров и рост производительности труда»

Победитель — сеть магазинов «Улыбка Радуги». 

В начале 2019 года в составе сети было свыше 700 магазинов примерно в 20 регионах страны, и к этому моменту компания сформулировала ряд внутренних факторов, негативно влияющих на производительность труда и эффективность в рознице. Это и нехватка персонала в пиковые часы, и неравномерная нагрузка на сотрудников, из-за которой люди сильно уставали. А еще мы отметили, что все больше соискателей стали отдавать предпочтение работе с гибким графиком. Эта тенденция была отмечена в 2019 году, и она сохраняет актуальность до сих пор. Поэтому мы задались целью создать новую систему управления персоналом розницы. Сформулировали, что новая система должна соответствовать ожиданиям соискателей и сотрудников; быть эффективной, прозрачной и по возможности автоматизированной. Решением стало создание «Мобильного аукциона» — собственной WFM-системы. С ее помощью директора магазинов на специальной платформе оставляют заявки о необходимом персонале, а мобильные сотрудники принимают их. Таким образом в магазине всегда находится ровно столько человек, сколько необходимо для выполнения существующих задач, а сотрудники самостоятельно определяют, в какой торговой точке и сколько часов им удобно работать. Помимо прочего они могут в случае переезда в другой регион оформить работу по совместительству или перевод, чтобы оставаться сотрудниками «Улыбки радуги», но уже в новом городе.

Номинации «Благополучие сотрудников - достижение оптимального Worklife balance, создание комфортного рабочего пространства»

Победитель — компания Melon Fashion Group (Love Republic, Zarina, befree и Sela)

Номинация «Социальная ответственность - формирование социально ответственной среды, вовлечение сотрудников в социальные проекты города и страны

Победитель — компания Melon Fashion Group (Love Republic, Zarina, befree и Sela)

Специальная номинация «Качество и инновационность идеи проекта»

Победитель — сеть магазинов «Велодрайв» 

«ВелоДрайв» делает ставку на подготовку качественного персонала. Своим талантливым сотрудникам мы даем почву для развития предпринимательских навыков и бизнес-модель для реализации амбиций. Мы заинтересованы в появлении предпринимателей, которые отлично знают свой бизнес.
Начав карьеру кладовщиком или механиком, трудолюбивый и настойчивый сотрудник через 4-5 лет становится не просто администратором, а открывает собственные магазины. 100% магазинов, открытых по франшизе бывшими сотрудниками за все время существования «ВелоДрайв», работают и сегодня.

Дипломанты рейтинга «HR-бренд Форума труда»

Сеть магазинов «Колхоз»


Сеть магазинов «220 вольт» 


Сети магазинов «Ле'Муррр» и Сats&Dog


Сеть супермаркетов «Лэнд»


Сеть магазинов «Вотоня»


Комментарии членов жюри

Из просмотренных кейсов можно сделать несколько выводов. Во-первых, видно, что есть движение ретейлеров не только к клиенту, но и к своим сотрудникам. Раньше ретейл сильно этим не отличался. Сейчас же появился полный цикл: чтобы обеспечить клиентоориентированность и счастье клиентов, нужно обеспечить счастье сотрудников. И это прослеживается не на уровне деклараций, а на уровне понятных оргдействий. Во-вторых, на мой взгляд, очевидно, что те сети, которые хорошо проинвестировали – в эргономику пространства (как, например, наши победители Melon Fashion Group) или в какие-то системные вопросы в формате мотивации персонала – они будут в серьезном выигрыше. Ретейл долгое время достаточно экономно относился к оргразвитию, к инвестициям в персонал и т.д. Сейчас эти инвестиции происходят, и они обеспечат как раз конкурентоспособность брендов.

Мне больше всего понравился проект Melon Fashion Group, в рамках которого создаются условия для адаптации молодежи с особенностями здоровья. В нынешних условиях забота о людях с трудностями социальной адаптации становится чрезвычайно важной. Работодатели, осознающие всю сложность жизненных и профессиональных проблем у данной группы молодежи, заслуживают всяческого одобрения и поощрения. На меня произвело сильное впечатление наличие очереди среди директоров магазинов на то, чтобы получить ребят из этой адаптационной программы.

Члены жюри рейтинга «HR-бренд Форума труда» 

- Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Петербурга


- Майя Русакова, Кандидат социологических наук, Директор Центра Социологических и Интернет-исследований СПбГУ


- Татьяна Иванова, заместитель директора СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга»


- Ирина Голубцова, генеральный директор Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Санкт-Петербурга


- Юлия Сахарова, директор HeadHunter по Северо-Западу


- Наталия Боровикова, директор по Greenbox компании BiToBe


- Светлана Катаева, управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting


-  Валерий Гордин, профессор ВШЭ