Публичное интервью состоялось в рамках конференции AERO AliExpress Russia Online Conference.

Расскажите, об изменениях в 2020 году, которые повлияют на ретейл 2021?
- Самый важный фактор, который будет актуален следующие несколько лет – это продолжающаяся цифровизация. Термин довольно таки затасканный, но мало кто его понимает, на самом деле. Но цифровизация – это уже императив, она отражает другую бизнес- и потребительскую парадигму. Вот тот же самый Delivery club, соединение ресторанов и курьеров с потребителями – этого же не было, но это создали. Тоже самое мы сейчас делаем с аптеками и с образованием. Люди в коронавирус начали впервые использовать теледокторов, начали ходить в госпитали онлайн, покупать продукты онлайн. Многие никогда в жизни этого не делали. Поэтому та цифровая связь, которой раньше не было, но мы ее создали – это тот фундаментальный компонент, который будет актуален в будущем.
Потребитель хочет более интерактивного опыта. Исторически онлайн опыт воспринимали как двумерный – текст и картинка. Все. Сейчас мы видим streaming life, короткие видео, геймификация – все то что создает дополнительный лимбический резонанс и полностью меняет поведение и продавца и покупателя. На горизонте 3-5 лет этого будет еще больше.

Как пандемия повлияла на мировые рынки?
- Изменения происходили по разному, поэтому и скорость восстановления каждого из рынков очень разная. Допустим, Китай очень быстро смог восстановится, чего не скажешь о других странах. Мы видим это по тому, с какой скоростью наш бизнес вернулся там на прежние объемы. Во многом это связано с тем, как быстро и успешно правительство использовало свои механизмы, чтобы взять пандемию под контроль. В других странах восстановление идет медленнее.
Есть и общие черты. Цифровой шоппинг – его стало больше во всем мире. Люди сидят дома, традиционный ретейл оказался закрыт, все начинают шоппиться онлайн. На фоне этого многие традиционно офлайн ретейлеры начали уходить на маркетплейсы. Так или иначе, мы видим серьезный рост активности и покупателей и продавцов. Нужно понимать, что это не первое наше родео. Еще несколько лет назад Alibaba работала посреди птичьего гриппа, и Джек Ма ( основатель Alibaba Group – Прим. ред.) сказал тогда «Все работаем из дома».
В период пандемии мы оказывали поддержку нашим партнерам, малому и среднему бизнесу. Мы же были основаны как b2b компания. Так что мы были вынуждены помочь им в плане ликвидности - $1 млрд мы предоставили в качестве долгосрочных кредитов, в то время как многие финансовые институты не смогли этого сделать.

Как коронавирус отразился на Alibaba Group?
- Если говорить про влияние пандемии на e-commerce, отдельные его части просели, другие наоборот, росли очень быстро. Например, e-grocery. Этот сектор стал очень важным. Доставка ультра-фреш стала очень популярна. Второе - digital entertainment, люди смотрели кино, спортивные шоу. Это направление также выросло. Логистику нам пришлось полностью пересмотреть, всю нашу цепочку, чтобы максимально эффективно доставлять все грузы и посылки по правильной цене без нарушений. И еще один наш бизнес, облачная инфраструктура. Мы полностью поменяли его архитектуру, чтобы дать различным индустриям максимальный функционал. Так что, и плюсы и минусы были, как сильные, так и слабые стороны. Вопрос в том, как быстро ты можешь адаптироваться к этой среде, чтобы быть рядом с клиентом и приносить максимальную пользу.

Что теперь нужно потребителю?
- Потребителю нужна гибкость, он должен сам решать – хочу онлайн, хочу офлайн, когда, во сколько, по какой цене. И вот это и есть новый ретейл. Хочу в торговый центр, хочу в магазин, хочу сижу дома. Людям хочется больше погружения и интерактива, хлеба и зрелищ. А онлайн или офлайн – это уже вторично, главное удобно и интересно. Что касается самих покупок, мы заметили интересный момент. Люди хотят жить дольше и питаться правильнее. Категория фреш, органика растет колоссальными темпами. Люди хотят знать, что они едят, быть здоровее. И еще - посмотрите, как люди живут, сейчас все мы вынуждены работать удаленно. Это долгосрочный тренд и тектонический сдвиг в нашем поведении, как мы привыкли жить, работать и общаться.

Какие изменения происходят в китайской экономике?
- Последние годы китайская экономика серьезно переориентировала себя – от экспорта на потребление. Это произошло сознательно. Розничный сегмент экономики Китая, который сейчас составляет почти $6 трлн – это гигантский рынок и он составляет значительную часть этой экономики с ВВП более $14 трлн. Китай – это слишком важный рынок, вы должны там быть. Особенно, что касается малого бизнеса. Например, вы маленькая компания, у вас нет инвестиций, гигантского штата, технологических возможностей. Как вам выйти на китайский рынок? Это и есть наша работа, помочь небольшим брендам найти свой рынок благодаря технологии быстрых платежей и логистике.