1. Как эпидемия коронавируса повлияла на ретейл
Крупные российские аптечные сети на фоне мирового ажиотажа вокруг эпидемии в КНР наблюдают всплеск продаж противовирусных препаратов и медицинских масок. Так, в ГК «Эркафарм» (аптечные сети «Доктор Столетов» и «Озерки») с середины января продажи таких лекарств выросли на 80%. В аптечной сети «Ригла» продажи масок в натуральном выражении выросли в 8 раз, пишет «Коммерсант».
Власти Китая из-за вспышки коронавируса приняли решение продлить новогодние каникулы, которые традиционно заканчиваются 30 января, до 2 февраля. В связи с этим может произойти простой производства и задержки в поставках товаров. Если каникулы продлятся дольше чем 2 недели, магазины могут не успеть пополнить склады в преддверии 23 Февраля и 8 Марта, когда традиционно возрастает спрос на эту продукцию. Такое мнение высказали РБК участники рынка. На Китай приходится порядка 60% производства потребительской электроники.
На фоне эпидемии крупнейшие международные компании постепенно отказываются от работы на китайском рынке. Американский Starbucks приостановил работу около 2 тыс. своих заведений в Китае. В агентстве Bloomberg отмечают, что это далеко не единственный пример резкого сокращения бизнеса международных компаний в Китае. Японская компания Fast Retailing, управляющая сетью универмагов Uniqlo, вынуждена была закрыть около 50 магазинов по всей стране. Ее примеру последовала китайская Ryohin Keikaku, владеющая международным брендом Muji. Шведский мебельный гигант IKEA принял решение приостановить работу всей розничной сети на территории материкового Китая. Без закрытий не обошлось и на рынке общественного питания. McDonald's объявил о закрытии на неопределенный срок заведений в пяти провинциях Китая с наибольшим распространением вируса. На аналогичный шаг пошли Pizza Hut, KFC и другие сети.
2. Защита российского интернет-ретейла будет стоить 80 млрд рублей
Значительное снижение порога беспошлинного ввоза посылок из-за рубежа приведет к тому, что российская экономика потеряет 81 млрд рублей за 2020-2023 годы. Эксперты Высшей школы экономики подсчитали, что вырастут затраты на администрирование, потери понесут почтовые службы и потребители. Расходы от снижения порога существенно превысят доходы (14 млрд рублей) в федеральный бюджет, сообщают «Ведомости».
В прошлом году порог уменьшился до 500 евро в месяц, с превышения которых нужно уже заплатить пошлину 30%, в 2020 году он снижен до 200 евро. Минфин предложил ввести новую планку 100 евро уже с июля 2020 года, а с 2022-го — 20 евро. С 2021 года для покупок дороже 50 евро предполагается минимальный фиксированный платеж — 1 евро с отправления, а с 2022-го — 3 евро.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2018 году из 340 млн отправлений 21% составили посылки стоимостью от 22 до 50 евро, 11% — от 50 до 150 евро. Из-за снижения порога к 2022 году число посылок может сократиться до 325 млн, утверждают в ВШЭ.
В то же время число облагаемых пошлиной посылок вырастет почти в 20 раз, до 76 млн, за 2020-2022 годы. Почтовые операторы за этот период дополнительно потратят на набор новых сотрудников, расширение складов и хранение товаров 33 млрд рублей. Расходы на администрирование платежей в 2022 году превысят 60% от поступлений в бюджет от зарубежной интернет-торговли, добавили в ВШЭ.
Как на потребителях отразится резкое снижение беспошлинного порога можно узнать тут
3. Рестораторы купили контрольный пакет сети «Глобус Гурмэ»
Владелец Novikov Group Аркадий Новиков и владелец Pinskiy & Co, которой принадлежат клубы Gipsy и сеть «Тодасё», Антон Пинский стали основными владельцами сети «Глобус Гурмэ». В нее входит семь премиальных супермаркетов и три мини-маркета. Общая торговая площадь точек — более 6 тыс. м2. Сумма сделки не раскрывается.
«Основное направление — торговля — останется. Стандарты качества сохранятся. Плюс мы добавим гастрономический вектор. Магазин из классического превратится в магазин с кафе», — цитирует «Коммерсантъ» Антона Пинского. Первыми реконцепцию проведут в гастрономах с наибольшей проходимостью в ТЦ «Гименей», ЦУМе, «Временах года» и на Новой Риге.
Основателями сети «Глобус Гурмэ» изначально были Лев Хасис и Аркадий Новиков, однако в 2007 году Новиков вышел из проекта, решив сосредоточиться на ресторанном бизнесе. По данным компании, в 2018 году менеджмент компании приобрел у Льва Хасиса контроль над проектом (94%), в 2019-м были выкуплены оставшиеся 6%.
Интервью с ресторатором Антоном Пинским читайте здесь
4. 26 новых брендов пришло в Россию в 2019 году
26 новых международных брендов пришло в Россию по итогам 2019 года, следует из материалов исследования компании Knight Frank. Для сравнения: в 2018 году их число было минимальным (23), но еще в 2017 году количество премьер на российском рынке достигало 40, а в прошлые годы — 50-60.
Большая часть новых марок, пришедших в Россию за последние 12 месяцев, относится к сегментам premium и middle plus. В числе ключевых брендов — магазины Birkenstock, DKNY Sport и Richard Mille, а также предприятия общественного питания SandersGrill, iLunch и Matsuya, сообщает «Коммерсантъ». За последние годы на долю люксовых и премиальных брендов приходится более 50% всех новых открытий на российском рынке. По числу представленных брендов в верхнем ценовом сегменте Россия находится в числе лидирующих стран в мире. Одновременно отмечается, что лишь 20% брендов вышли в Россию самостоятельно, без партнерства с местным бизнесом. Для снижения рисков многие компании выбирают в качестве стартовых площадок корнеры и временные форматы.
Today, Boris Akimov CEO of BioCoin is speaking at Gastreet. #biocoin #BIO #lavkalavka #food #organic #crypto #Blockchain pic.twitter.com/Qhlar9KyNn
— Biocoin (@biocoinproject) May 25, 2018
5. Основатель LavkaLavka стал топ-менеджером «Азбуки вкуса»
Стоявший у истоков фермерского кооператива LavkaLavka Борис Акимов вышел из этого бизнеса и перешел на работу в «Азбуку вкуса». Он стал директором по развитию фермерского направления и займется развитием собственных брендов сети и выводом на рынок небольших хозяйств, сообщает «Коммерсантъ».
По словам бизнесмена, он остается одним из совладельцев компании, имеющей права на торговую марку, не получая никакой прибыли. Данные ЕГРЮЛ говорят, что Борису Акимову принадлежит 21,7% ООО «ЛавкаЛавка», а основным владельцем с долей 33,97% выступает Дмитрий Немировский. Сегодня LavkaLavka, согласно собственному сайту, управляет в Москве тремя магазинами с кафе и рестораном.
«Азбука вкуса» — это более 100 одноименных супермаркетов, свыше 50 магазинов AB Daily, бистро и пр. в основном в Москве и Санкт-Петербурге. По итогам января-сентября 2019 года выручка управляющей компании сети — ООО «Городской супермаркет» — выросла на 0,62%, до 45,35 млрд рублей год к году, сказано в ее отчетности. Чистый убыток был 990,63 млн рублей против прибыли 169,08 млн годом ранее.
О том, кому нужны премиальные супермаркеты, читайте здесь
6. Apteka.ru почти утроила продажи лекарств
Число проданных через Apteka.ru упаковок лекарств за год выросло почти втрое. По данным компании, в 2019 году число клиентов Apteka.ru выросло в 1,9 раза, а количество заказов — в 2,76 раза, до 21,7 млн штук. За год через площадку продали более 94 млн упаковок лекарств — в 2,83 раза больше, чем годом ранее (33,2 млн упаковок). Товарооборот Apteka.ru в 2019 году вырос в 2,71 раза и достиг 34,2 млрд рублей, сообщает «Фармацевтический вестник».
По сравнению с 2018 годом ассортимент Apteka.ru вырос в 1,2 раза и составил 31 495 позиций. Количество подключенных к сервису аптек увеличилось на 12%, более чем до 17 тыс. точек.
По оценкам Similarweb, Apteka.ru в пятый раз подряд заняла первое место по посещаемости среди фармацевтических сайтов России и входит в пятерку крупнейших аптечных сайтов в мире. Кроме того, сервис занимает первое место рейтинга крупнейших интернет-магазинов России в категории «Красота и здоровье», составляемом компанией Data Insight.
О перспективах сотрудничества аптек с сервисом Apteka.ru, можно почитать здесь
7. Владелец Victoria’s Secret может продать компанию
Владелец Victoria's Secret Лесли Векснер ведет переговоры о полной или частичной продаже бренда нижнего белья и также обсуждает возможность ухода с поста главного исполнительного директора компании L Brands, владеющей брендом Victoria's Secret. Об этом пишет издание The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники. Решение о потенциальной сделке и план преемственности могут принять в ближайшие недели.
Ранее пресс-служба компании L Brands сообщала, что чистые продажи компании по итогам распродаж за 9 недель, закончившихся 4 января 2020 года, упали на 3%, до $3,9 млрд, по сравнению с аналогичным периодом, закончившимся 5 января 2019 года. L Brands, владеющая также брендами Bath&Body Works и Pink, в последние годы начала испытывать трудности — за прошлый год акции компании упали на 29%. С 2015 года капитализация компании сократилась более чем в 5 раз — с $29 млрд до $5,68 млрд.
8. В Интернет попала база данных клиентов сети «Красное & Белое»
В Интернете появилась база данных программы лояльности сети алкомаркетов «Красное & Белое», в которой содержится информация о 17 млн человек — фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны. Изначально часть этой базы появилась в даркнете на форуме «Дубликаты» еще в сентябре 2019 года. Тогда в ней содержалась информация о 124 тыс. человек. Эта база продавалась за 15 тыс. рублей. С октября базу постоянно дополняли, в январе 2020 года данные на 17 млн человек появились в telegram-канале Freedom Fox специалиста по информационной безопасности Павла Ситникова.
«Ведомости» пишут, что многие записи в базе содержат некорректные даты рождения (1 января 1753 года), а многие телефоны повторяются по несколько раз. Сотрудники издания позвонили по нескольким случайно выбранным номерам — большинство телефонов были отключены, но некоторые из них работали. Люди, до которых изданию удалось дозвониться, подтвердили, что являются участниками программы лояльности «Красного & Белого» и их имена совпадают с указанными в базе.
В компании «Красное и Белое» заявили РБК, что данные ее клиентов могли утечь в Интернет из-за преступных действий одного из сотрудников. «Стороннее проникновение в базу данных невозможно в силу ее изолированности от внешней сети. Похищенная информация в любом случае никак не угрожает нашим клиентам», — добавили в компании. По факту произошедшего проводится служебное расследование.
Об объединении «Дикси», «Бристоля» и «Красного & Белого» читайте здесь
9. Владелец re:Store запустил услугу по развитию интернет-магазинов
Inventive Retail Group (IRG), в которую входят сети магазинов re:Store, Samsung, Nike и др., создала новую компанию — Inventive eCommerce. Она будет оказывать услуги по развитию интернет-магазинов и страниц на маркетплейсах для сторонних брендов, пишет «Коммерсантъ». Кроме того, компания будет заниматься закупками, поставками и услугами фулфилмента (весь комплекс операций, связанных с продажей товара покупателю, от оформления заказа до вручения покупки), а также отвечать за клиентский сервис и предоставлять финансовые услуги. По словам президента IRG Тихона Смыкова, в ближайшие годы компания планирует собрать портфель из 20 онлайн-проектов.
Первым клиентом компании стала китайская Lenovo. До конца I квартала 2020 года бренд планируется вывести на площадки «Беру» и Ozon. Гендиректор российского представительства Lenovo Александр Катаев подтвердил эту информацию. Он отметил, что Lenovo нужны дополнительные площадки для продаж на фоне роста рынка: онлайн-продажи ноутбуков увеличиваются год к году на 30-35%. Компания, по словам Катаева, также ведет переговоры о выходе на российский AliExpress. Онлайн-продажами и маркетплейсами интересуются и другие участники рынка, в частности о таких планах сообщили в российском Acer.
10. Authentic Brands Group покупает Forever 21
Нью-Йоркская компания Authentic Brands Group, владеющая правами более чем на 50 потребительских брендов, договаривается о покупке модного ретейлера Forever 21. Американский производитель молодежной одежды Forever 21 фактически вступил в процедуру банкротства в сентябре 2019 года. Были закрыты 178 из 549 действующих магазинов в США, а также почти полностью свернута операционная деятельность на рынках Европы и Азии.
Ранее Bloomberg сообщал, что Authentic Brands Group договаривается о покупке Forever 21 совместно с Simon Property Group, крупнейшим оператором торговых центров в США. В случае закрытия сделки именно Simon получит возможность владеть и управлять розничным бизнесом Forever 21. За последние несколько месяцев «проблемный» актив стал привлекательнее для покупателей на фоне снижения эксплуатационных расходов на $100 млн и платежей по аренде на $91 млн в год. В компании по-прежнему работают около 220 тыс. человек.