ГК «Дикси» по итогам первого полугодия 2019 года выросла всего на 5,3% по сравнению с первым полугодием 2018 года, до 153,3 млрд рублей, в то время как рост челябинской сети «Красное & Белое» составил 32,3%, до 172 млрд рублей. Консолидированный оборот трех сетей составил 374,8 млрд рублей (+20,5% к уровню 2018 года), подсчитало ИА INFOline.

В мае 2019 года на Кипре была создана холдинговая компания «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», в которой 51% принадлежит Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву (владельцы ГК «Дикси» и «Мегаполис»), а 49% — Сергею Студенникову (основатель сети «Красное & Белое»). Новая компания стала владеть и управлять всем розничным бизнесом торговых сетей группы компаний «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое». А это 13 тыс. магазинов, из которых у «Красного & Белого» более 8 тыс. Бренды всех трех сетей будут сохранены, утверждают в компании.

О том, когда владельцы «Дикси», «Бристоля» и «Красного & Белого» объявили о слиянии, а также посмотреть топ-10 сделок по слияниям и поглощениям можно здесь



Вчера Сергей Студенников объявил журналистам о завершении объединения, а также о том, что бренды всех трех сетей будут сохранены. Также бизнесмен сообщил, что по итогам 2019 года выручка холдинговой компании «ДКБР Мега Ритейл Групп» ожидается на уровне 800 млрд рублей. По оценке ИА INFOline, в 2018 году консолидированная выручка трех компаний превысила 600 млрд рублей.

Таким образом, в России создан третий по величине розничный актив после X5 Retail Group (выручка по итогам 2018-го — 1,5 трлн рублей) и «Магнита» (1,2 трлн рублей). В рейтинге топ-10 розничных сетей России «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед» потеснит компанию «Лента», выручка которой по итогам 2018 года составила 413 млрд рублей. «Классического due diligence бизнесов не проводилось. В рамках сделки, по словам Студенникова, «никакие дополнительные средства» в пользу одной из сторон не вносились: была проведена внутренняя оценка бизнесов, и стоимость компаний оказалась равной. «Оценить «Красное & Белое» и «Дикси» сегодня можно в рубль — очень волатильно все, — поясняет Студенников. — Мы исходили из комфорта друг друга. Уникальность моих партнеров в том, что у них есть компетенции в отрасли, в которой мы работаем». Управлять сетями «Дикси» (в группу входят одноименные магазины, а также сети «Виктория» и «Мегамарт»), «Бристоль» и «Красное & Белое» будут по-прежнему разные команды. «Каждая компания (входящая в новый розничный холдинг) со своей экспертизой, мы сможем получать лучшие условия, но пересечений не будет, — цитирует РБК Сергея Студенникова. — «Дикси» не будет покупать для нас яблоки, а мы для них алкоголь».

Опрошенные MarketMedia участники рынка уверены, что особого влияния на розничный рынок это объединение не окажет. Разве что в каких-то регионах доля объединенной компании может превысить доминирующий порог рынка 25%, тем самым она получит запрет на открытие новых магазинов.

«Эти три сети работают напрямую с производителями. И возможно, на работу с ними объединение скажется. Как бы объединенная компания ни декларировала, что будет три отдельные сети (у каждой своя команда), но я думаю, что все равно будет усиливаться давление на производителей с точки зрения цен», — предполагает совладелец ГК «Реал» Александр Мышинский.

По мнению Гульфиры Крок, эксперта по управлению ассортиментом в ретейле, «Бристоль» и «Красное & Белое», как и положено, станут обычными продуктовыми магазинами (они уже почти такие), закупочная сила новой сети вырастет, хотя у каждого из участников она и так была значительная. «Если правильно распорядятся, то будет синергия для всех троих. Но фактическое объединение займет еще время. Это усиление может повлиять на региональных игроков, которые меньше масштабом. Консолидация продолжается - всё идёт по плану», - говорит эксперт.

Гульфира Крок поясняет, что формат алкомаркета в низком ценовом сегменте, с которого начинали «Бристоль» и «Красное & Белое», нежизнеспособный в долгосрочной перспективе и может выжить только за счет сильного демпинга. Именно поэтому они уже несколько лет постепенно добавляют обычный ассортимент продуктового магазина. «Сейчас этот процесс может пройти лучше и быстрее благодаря «Дикси». Мне не известны мировые примеры сетей алкомаркетов-дискаунтеров. Сети энотек, винных бутиков, алкогольных магазинов в среднем и высоком сегментах есть. Дискаунтеров - нет», - говорит Гульфира Крок.

«Никак это объединение не скажется на продуктовом рынке. Ну отжали бизнес у владельца «Красного & Белого». Это очередной этап передачи продуктового бизнеса в руки государства. Ни для кого не секрет, что владельцы табачной ГК «Мегаполис», куда входит и «Дикси», — приближенные Кремля. Они выступают консолидаторами табачного бизнеса, а теперь будут выступать как консолидаторы алкогольного бизнеса. Далее, я думаю, будет приниматься ряд законов, которые позволят монополизировать рынок алкоголя. Возможно, запретят алкомаркетам работать на упрощенке. Большинство сетей по продаже алкоголя работают именно по этой схеме и имеют по 10-20 юрлиц. НДС не платят, налог на прибыль у них 7%, и все прекрасно. У «Бристоля» и «Красного & Белого» все прозрачно», — говорит на условиях анонимности совладелец розничной сети.

Один из петербургских участников розничного рынка отметил положительный момент в объединении компании. «Депутат-единоросс Денис Четырбок резко перестал проявлять активность по поводу запрета продажи алкоголя в жилых домах сразу после того, как стало известно, что эти три сети объединяются», — говорит ретейлер, подчеркивая, что в конце прошлого года этот депутат активно говорил о том, что в Петербурге расплодилось много алкогольных магазинов, их особенно много в жилых домах, и призывал своих коллег как-то повлиять на ситуацию. 

Максим Черниговский, руководитель НП «Клуб профессоналов алкогольного рынка» считает, что от объединения все три компании только выиграют, так как произойдет опимизация расходов. Это даст возможность алкогольным сетям «Бристоль» и «Красное & Белое» расти еще динамичнее. «Я считаю, что алкоголь должен продаваться только в алкогольной рознице, как во времена СССР, а не так как сейчас алкогольные отделы рядом с молоком и хлебом. С ростом числа алкомаркетов наши законодатели должны задуматься о внесении инициативы о продаже алкоголя в специализированных точках продаж», - говорит Максим Черниговский.

Напомним, что ФАС России еще весной одобрила сделку по слиянию трех компаний. А владельцы трех сетей 21 января 2019 года объявили о намерении объединить компании в единый розничный бизнес. Сообщению об объединении предшествовали обыски в офисе и на складах сети «Красное & Белое». Это произошло 26 декабря, за несколько дней до Нового года. Компанию проверяли представители Росалкогольрегулирования, Федеральной налоговой службы и ФСБ. Сеть подозревали в обороте контрафакта и неуплате налогов. Из-за следственных мероприятий работа в компании была парализована на пару дней.