Ведомство предлагает ввести дальнейшее снижение лимита до 100 евро с 1 июля 2020 года, 50 евро — с 1 января 2021 года и 20 евро — с 1 января 2022 года. Но решение это не окончательное, его еще будет рассматривать совет глав правительств Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Согласно действующему регламенту россияне без пошлины за один месяц могут получить из-за границы товаров на сумму не более 500 евро и весом в пределах 31 кг. С 1 января 2020 года порог будет снижен до 200 евро, однако требование уложиться в эту сумму в один календарный месяц перестанет действовать.

Это означает, что в месяц можно купить товаров на сумму больше 200 евро, но для освобождения от пошлин суммарная стоимость вещей в каждой отдельной посылке не должна превышать указанную сумму.

За превышение лимита придется заплатить 30% от размера превышения и не менее 4 евро за килограмм. После сокращения лимита до 200 евро сумма сбора также уменьшится и составит 15% от размера превышения и не менее 2 евро за килограмм.


Резкое снижение беспошлинного порога в первую очередь отразится на потребителях, которые не смогут сэкономить на покупках по более доступным ценам на зарубежных площадках. Такое изменение снизит темп развития рынка e-commerce в России, который по большому счету только начал зарождаться, и даст несоизмеримое преимущество местным компаниям перед иностранными. Однако локальные игроки уже сейчас имеют больше возможностей, например, кратчайшие сроки доставки и быстрый возврат товара.

Сторонники снижения порога часто ссылаются на опыт стран Западной Европы, где этот порог также низок. Однако слепо равняться на них нельзя, как и сравнивать российский и западноевропейский рынки e-commerce. Если взять ту же Германию, то доля e-commerce от общего рынка там измеряется двузначными цифрами, в России же она очень мала. Кроме того, данное нововведение может привести к развитию «серого» импортного рынка и снижению качества продукции, как, например, это произошло в Беларуси. Опять же, если мы посмотрим на опыт других стран, то в США несколько лет назад, наоборот, подняли порог беспошлинного ввоза с $500 до $800, что не могло не сыграть на руку покупателям. Если вспоминать другие законопроекты этого года, регулирующие интернет-торговлю, то стоит выделить применение нулевой ставки НДС для розничных онлайн-экспортеров. Изменение вступит в силу с апреля 2020 года и, по нашей оценке, за три года может увеличить объем рынка e-commerce на $400 млн.

Этот прогноз актуален для текущей динамики развития рынка, однако данная мера может открыть и новые возможности. Например, некоторые группы товаров российских экспортеров, которые сейчас не выдерживают конкуренцию с иностранными аналогами, станут более привлекательны для покупки после вычета НДС из их стоимости.



Будут ли россияне после снижения порога беспошлинного ввоза товаров покупать меньше? Не думаю. Цифры статистики говорят о том, что мы привыкаем все больше покупать товаров на зарубежных интернет-площадках. Причин три: там больше выбор, удобнее сервис, а цены ниже. Да, дорогие покупки будут делать реже. Хотя, для примера, даже с учетом дополнительной пошлины некоторые товары приобретать там дешевле, чем здесь. Все умеют считать. Переплачивать никто не будет. И компании-агрегаторы, которые помогают с шопингом за рубежом, уверен, предложат нам варианты, как можно сэкономить.

Преимуществ этой инициативы для потребителей я не вижу. Для государства — это дополнительные сборы в виде налогов, но это не те суммы, которые способны оказать серьезное влияние на нашу экономику. Рынок интернет-торговли растет каждый год. И дальше будет продолжать расти. Наивно полагать, что снижение стоимости беспошлинных посылок поможет нашим интернет-магазинам выжить в конкурентной борьбе с мировыми монстрами. Как говорят китайцы: «У рыбы, нарисованной на стене, только один глаз». Это означает, что искусственный механизм всегда проигрывает естественной природе развития.



Государство занимает последовательную позицию по регулированию интернет-торговли. Учитывая, что налоги со значительной части посылок из-за границы не прозрачны, а объем интернет-торговли увеличивается с каждым годом, цель этой инициативы — увеличение поступлений в бюджет от пошлин. С другой стороны, это будет стимулировать граждан покупать внутри страны, в том числе и через Интернет. От этого выиграют российские маркетплейсы, крупные игроки e-commerce, отечественные интернет-магазины, а также государство. А оплатит эту инициативу потребитель, для которого конечная стоимость продукции вырастет.

Еще одно не очевидное последствие — это ослабление ценовой удавки, которую e-commerce с каждым годом все сильнее затягивает на шее офлайн-торговли.


Российский ретейл вздохнул с облегчением, узнав о понижении порога беспошлинного ввоза. Большинство расценивают это как закрытие самого грандиозного магазина Duty Free в истории России. Напомню, что AliExpress сейчас по продажам вдвое превосходит самый крупный российский интернет-магазин Wildberries. Такое введение пошлин уравняет зарубежные интернет-магазины и наши отечественные. Но, с другой стороны, потребитель оценивает эту инициативу крайне негативно и считает, что это даст возможность местным магазинам сохранить свою прибыль, ничего при этом не меняя. Видя двойную разницу в ценах на товары на Aliexpress, покупатель недоумевает о наценке на товар, которую стремится сделать локальный интернет-магазин. При такой разнице в цене даже включение пошлин в стоимость товара все равно даст предпочтение зарубежным магазинам в глазах потребителя.

Проблема сложная: большинство интернет-магазинов торгуют товаром, сделанным в том же Китае, и по старинке пытаются за счет бренда продать его сильно дороже, чем продают китайцы, что абсурдно в эру Интернета. Эти бизнес-модели уже перестают работать. Нужно двигаться в сторону изменения логистики, построения новых моделей работы с потребителем. Эта битва с западными и азиатскими маркетплейсами практически проиграна, нужно делать асимметричные действия. Это всегда было нашей сильной стороной. Будет хорошо, если государство направит собранные деньги на развитие новых моделей потребления.

Мы часто страдаем от того, что копируем не суть и смысл явлений и технологий, а только внешнюю сторону идей, которые возникли не в нашей стране, и результатом таких действий становятся невероятные диспропорциональные экономические уродцы. Сейчас время переосмыслить все это и дать возможность развиться новым моделям отношений с потребителем. Я уже наблюдаю за некоторыми бизнес-моделями, которые заслуживают масштабирования и поддержки, именно они приведут нас в эпоху «Магазин 4.0 – ретейл будущего».