1. Великолепная четверка
В топ-10 самых успешных миллиардеров десятилетия по версии журнала Forbes
вошли четыре ретейлера. Это основатель Amazon Джефф Безос, владелец Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH) Бернар Арно, основатель Inditex Амансио Ортега и создатель Alibaba Group Джек Ма.

Джефф Безос в этом году возглавляет рейтинг. Его состояние за год увеличилось на $97,4 млрд. Следом за ним расположились владелец LVMH Бернар Арно (рост состояния на $80,2 млрд) и основатель Facebook Марк Цукерберг (рост на $68 млрд). Кроме них в десятку попали основатель Microsoft Билл Гейтс (+$54,6 млрд), создатель крупнейшего одежного ретейлера мира Inditex Амансио Ортега (+$43,5 млрд), сооснователи Google Ларри Пейдж и Сергей Брин (+$43,5 млрд и +$41,3 млрд), инвестор Уоррен Баффет (+$41,8 млрд), бывший гендиректор Microsoft Стив Балмер (+$41,8 млрд) и основатель Alibaba Group Джек Ма (+$40,8 млрд).

Все вместе 10 лидеров рейтинга разбогатели на $555 млрд. Издание отметило, что это свидетельствует о самом продолжительном периоде роста рынка в истории.

Почему Amazon такой крутой, читайте здесь.





2. Японские игры в России
Японская компания Round One планирует открыть в России более 20 игровых зон. Как сообщает РБК, эти зоны появятся в Москве и Петербурге, «если это будет возможно». В частности, уже летом 2020 года первая зона будет открыта в московском ТРЦ «Европейский». Инвестиции в открытие одной игровой зоны составят около $7 млн. Основная целевая аудитория развлекательных зон Round One — школьники, студенты и взрослые 20- и 30-летние посетители. В комплексах компании в других странах размещаются боулинг, бильярд, караоке, дартс, настольный теннис, игровые автоматы, проводятся спортивные состязания, в том числе футбол, стрельба из лука, баскетбол и бадминтон. Сейчас в Японии работает около 100 таких центров Round One, в США — более 30.

Как азиатские моллы развлекают посетителей, читайте здесь.





3. «Максидом» купит Castorama
Петербургская компания «Максидом» ведет переговоры о покупке сети DIY Castorama с ее собственником — Kingfisher. Об этом РБК сообщил председатель совета директоров ООО «Максидом» Александр Евневич. По предварительным данным, сумма сделки может составить около 10 млрд рублей. По мнению экспертов, в случае ее заключения «Максидом» сможет попасть в тройку лидеров российского рынка DIY. Окончательное решение может быть принято к концу января 2020-го. В случае успешного заключения сделки магазины Castorama сохранят свой бренд. Изменится ассортиментная матрица, а также внутренняя политика компании. В Castorama переговоры не комментируют.

Как «Максидом» попал в клип Баскова читайте здесь.





4. PickPoint соберет Qiwi
Все постаматы компании Qiwi перейдут владельцу сети точек выдачи PickPoint. Как сообщили «Ведомости», компании договорились, что владелец PickPoint — Festina Trading с Британских Виргинских островов — выкупит сеть постаматов Qiwi Box. Это позволит сервису увеличить число устройств почти в 2 раза — с 2750 до 5050 терминалов. Сделка пройдет в несколько этапов, чтобы клиенты не почувствовали изменений. Сроки завершения сделки и ее условия стороны не раскрыли. Представители компаний отметили, что в последние 3 года PickPoint и Qiwi уже сотрудничали по агентской модели. В рамках партнерства Qiwi предоставляла технологическую платформу для постаматов, а PickPoint доставляла в устройства Qiwi товары из онлайн-магазинов. После перехода постаматов в собственность PickPoint у клиентов останется возможность оплачивать заказы через терминалы.

Руководитель Qiwi Box Алексей Рассказов объяснил сделку тем, что логистический бизнес не является основным для Qiwi. В свою очередь, гендиректор PickPoint Надежда Романова добавила, что переход на прямое управление позволит в 2020 году в 2-2,5 раза увеличить число заказов, доставляемых в постаматах.

О том, как россияне осваивают постаматы, читайте здесь.





5. «Детский мир» идет в Киргизию
В 2020 году крупнейший российский ретейлер детских товаров «Детский мир» выйдет на рынок Киргизии. Об этом РБК сообщили в компании. Киргизия станет третьим зарубежным рынком для «Детского мира» после Белоруссии и Казахстана. В компании не стали раскрывать инвестиции и количество запланированных к открытию магазинов, отметив лишь, что первая точка появится в 2020 году.

«Результаты белорусской сети оказались выше наших плановых показателей, и мы ожидаем, что достигнем операционной безубыточности уже в этом году. При этом сеть «Детский мир» в Казахстане продолжает активно развиваться, показывая сопоставимый рост продаж выше 34%. На фоне этих высоких результатов мы приняли решение продолжить территориальную экспансию в страны СНГ», — прокомментировал выход на новый рынок гендиректор ПАО «Детский мир» Владимир Чирахов. Он отметил, что Киргизия привлекает «Детский мир» низким уровнем конкуренции, а также благоприятными демографической и экономической обстановкой.

К концу третьего квартала 2019 года «Детский мир» управлял 710 магазинами в России, Белоруссии и Казахстане. При этом в Белоруссии, по состоянию на декабрь, работают восемь магазинов, в Казахстане — 37.

Топ-10 магазинов детских товаров можно посмотреть здесь.





6. Доставка на двоих
Delivery Club запустил доставку продуктов питания и товаров повседневного спроса за 20 минут совместно с сервисом экспресс-доставки «Быстроном», который развивает ретейлер «Верный» Андрея Рогачёва. Как сообщили «Ведомости», раздел с продуктами будет доступен в том случае, если адрес пользователя находится в зоне доставки. Пока услугой могут воспользоваться только жители Москвы в районе станций метро «Фили», «Багратионовская», «Проспект Вернадского», «Юго-Западная» и «Ломоносовский проспект». До конца 2020 года зону обслуживания расширят на все районы Москвы и Петербурга. Доставка покупок бесплатна и ограничена весом 30 кг. В ассортимент входит 5 тыс. товаров. В будущем выбор доступных товаров может расширяться. Решение заняться экспресс-доставкой продуктов в Delivery Club объяснили ростом спроса на такую услугу. Выбор «Верного» в качестве партнера связан с закупочными объемами и логистическими мощностями ретейлера, которые обеспечивают широкий ассортимент продуктов, низкие цены, а также возможность быстрого открытия новых складов и расширения регионов присутствия, отметили в сервисе. Возможность сотрудничества с другими сетями в Delivery Club не прокомментировали.

Топ-10 продуктовых сетей можно посмотреть здесь.





7. Восточные амбиции «Дикси»
ГК «Дикси» станет первым из крупных федеральных продуктовых ретейлеров на Дальнем Востоке. Как сообщили «Ведомости», «Дикси» вместе с дальневосточным ретейлером «Фреш 25» будут по франшизе развивать в регионе магазины «Первым делом». Компания также сможет предлагать эту франшизу другим ретейлерам.

Компания «Фреш 25» управляет одноименными супермаркетами и магазинами под брендом «Радиус». Учредитель «Фреш 25» Павел Тушановский отметил, что в 2020 году в Приморье откроется около 100 магазинов под вывеской «Первым делом». При этом первые 25 точек могут заработать уже до конца 2019 года. Вместе с брендом «Первым делом» «Фреш 25» получит доступ к торговым технологиям «Дикси» и заказу товаров из ассортимента группы.

Вице-президент «Дикси» Александр Бродягин отметил, что изначально «Фреш 25» будет самостоятельно забирать товар со складов в Москве и везти его на Дальний Восток. Позже, возможно, ретейлер сможет получать товар с самых восточных складов группы на Урале, добавил Бродягин.

Как «Дикси» и «Кофе Хаус» варили кофе, читайте здесь.





8. Гамбургер в Сбербанке
Сбербанк и McDonald’s открыли первое совместное отделение. Как сообщили «Ведомости», первая совместная точка партнеров заработала в Москве у станции метро «Новослободская». В зале отделения стороны установили зону «МакКафе» с кофемашиной и планшетом для заказа любой позиции из ассортимента McDonald’s. При этом еду в отделении не готовят — заказы доставляют курьеры Delivery Club из ресторана McDonald’s, который находится в 300 метрах. При этом доставку заказа можно оформить не только в отделение, но и на другой адрес.

О планах открыть совместные точки обслуживания с McDonald’s первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин впервые рассказал в июне. В сентябре Сбербанк и McDonald’s подписали соглашение о сотрудничестве. Необходимость такого сотрудничества Александр Ведяхин объяснил тем, что поток клиентов в банки постепенно снижается. По прогнозам Сбербанка, в течение 3-5 лет этот показатель может упасть на 30%. Из-за этого в банке решили сотрудничать с компаниями, у которых есть стабильный поток клиентов, в том числе с McDonald’s.

Топ-7 проектов Сбербанка в ретейле можно посмотреть здесь.





9. Основатели ушли из «Мосхозторга»
Единственным владельцем операционной компании сети «Мосхозторг» — ООО «МХТ» стала болгарская компания «Фалькон Хоум Дистрибьюшн», сообщил РБК. До этого 39,5% ООО «МХТ» принадлежало Илье Полячкову, одному из основателей ретейлера.

О зарегистрированной в Софии «Фалькон Хоум Дистрибьюшн» известно лишь, что она занимается продажей мебели, ткани и обуви. Ее единственным владельцем с сентября 2019 года является гражданин Азербайджана Ильгар Сафаров.
Напомним, что в течение 2019 года состав акционеров «Мосхозторга» неоднократно менялся. С февраля по сентябрь 10% компании владел петербургский предприниматель, владелец Петербургского нефтеналивного терминала Илья Трабер. Ранее от своей доли избавилась одна из основательниц сети Вероника Кирьянова.

С начала сентября суд рассматривает дело о банкротстве ООО «МХТ». До 17 января 2020 года дело оставлено без движения. В отношении компании ведутся исполнительные производства по задолженностям на 2,4 млрд рублей. Сеть сокращает количество магазинов: за год их число уменьшилось с 65 до 11.

О причинах фиаско сети «Мосхозторг» читайте здесь.





10. «Глобус» ставит эксперимент
Первый в мире немецкий гипермаркет «Глобус» в новом формате — с уменьшенной в 2 раза площадью относительно стандартной — открылся в Калуге. Общая площадь гипермаркета составляет 10,2 тыс. м2, в том числе около 6 тыс. м2 — торговый зал. Директор по продажам сети гипермаркетов «Глобус» Владимир Носков заявил, что цель экспериментального формата — подобрать такой ассортимент, чтобы можно было сократить площадь магазина, сохранив все отделы и собственное производство. В итоге ретейлер оптимизировал ассортимент до 25 тыс. артикулов, сделав акцент на свежих продуктах местных производителей. Всего договоры на данный момент заключены с 30 калужскими производствами. Также впервые в «Глобусе» создано единое пространство самообслуживания, которое включает 14 касс самообслуживания и Scan&Go.

Кому нужны премиальные супермаркеты, читайте здесь.