Главный банк страны в прошлом году заявил, что намерен выстроить на базе своей компании экосистему, которая объединит банковские услуги и нефинансовые сервисы. К 2024 году, сроку окончания контракта главы Сбербанка Германа Грефа, банк намерен «продемонстрировать более или менее работающую цифровую экосистему».

Общий объем инвестиций Сбербанка России в развитие небанковской части экосистемы за 3 года составил 3% чистой прибыли. Это примерно около $1 млрд, сообщил в июле первый заместитель председателя правления банка Лев Хасис.

Цель Сбербанка — покрыть все основные потребности физических лиц и корпоративных клиентов, поэтому он покупает наиболее востребованные сервисы, которыми россияне пользуются каждый день, среди них еда, такси, развлечения и другие. Банк планирует объединять все сервисы под названием «Сбер» и для этого зарегистрировал более 180 товарных знаков с этой частью названия, среди них «СБЕРМАМА», «СберКид», «СберКидс», «СберКот» и другие.

MarketMedia публикует топ-7 сервисов Сбербанка в ретейле, общепите и сфере развлечений. 



1. Логистическая платформа Shiptor
Сбербанк закрыл сделку по покупке логистической платформы Shiptor в июне 2019 года. Она стала частью бизнеса «СберЛогистики». У Shiptor есть собственные IT-системы, курьерская служба, фулфилмент-центр для малого и микробизнеса. Компания работает как полноценный логистический и транспортный партнер, решая все задачи по сопровождению заказов для интернет-магазинов: хранение, обработка и упаковка товаров на складе, логистика и прием платежей.

Сегодня «СберЛогистика» — это логистический оператор федерального масштаба, развивающий собственную складскую инфраструктуру, курьерскую доставку и сеть пунктов выдачи заказов во всех регионах России.



2. Сервис по доставке еды на дом Instamart/«СберМаркет»
Венчурный фонд Сбербанка SBT Venture Fund II в августе 2019 года купил долю в сервисе по доставке продуктов питания на дом Instamart. До этого доля принадлежала первому заместителю председателя банка Льву Хасису.

В сентябре Сбербанк запустил в партнерстве с Instamart сервис «СберМаркет» для доставки продуктов из магазинов. Месяц сервис работал в тестовом режиме (в Ростове-на-Дону и Краснодаре), после чего он был запущен в 30 городах-миллионниках.

Продукты доставляются в течение 2 часов, наценку «СберМаркет» не берет, то есть пользователи платят за товар столько же, сколько и в магазине. Пользователи могут зарегистрироваться в сервисе в том числе с помощью Сбербанк ID, поскольку «СберМаркет» интегрирован с системами Сбербанка.

Сервис Instamart в 2013 году создали бывшие аналитики Петр Федченков и Андрей и Дмитрий Жулины. Сервис позволяет заказывать онлайн продукты из магазинов, партнерами являются Metro Cash&Carry, «Ашан» и другие федеральные сети. Среди инвесторов проекта — основатель Qiwi Сергей Солонин, Mail.ru Group (MRG), бывший президент «Дикси» Илья Якубсон, Gazprom Media Partners и др. За 2018 год сервис получил заказов на 1 млрд рублей, чистая выручка составила 200 млн рублей.



3. Тачпады для заказа блюд из «Макдоналдса», кофе-корнеры McCafe Express
Сбербанк для привлечения клиентов решил установить в своих отделениях тачпады «Макдоналдс» для заказа блюд, кофе-корнеры McCafe Express, а также барные зоны, где можно поесть. Первая совместная точка Сбербанка и «Макдоналдса» откроется в 2020 году у станции метро «Новослободская» в Москве. Сейчас в этом отделении уже готовят кофе, а еду при заказе через тачпад доставляют из соседнего «Макдоналдса». Это совместный проект Сбербанка, «Макдоналдс Россия» и Delivery Club, о нем стороны объявили в декабре 2019 года.

Поток клиентов в сети отделений Сбербанка падает, и в течение 3-5 лет он может упасть на 30%, это общая тенденция в мире, поэтому банкам нужно чем-то привлекать клиентов, кроме банковских сервисов.



4. Приложение для ресторанов и их посетителей SberFood
Сбербанк и компания FoodPlex (входит в экосистему госбанка) в октябре запустили приложение SberFood. Это платформа для взаимодействия ресторанов с посетителями. С ней работают более 50 тыс. заведений.

Приложение SberFood помогает выбрать ресторан, забронировать стол, сделать предзаказ еды и напитков, разделить счет, оплатить чаевые и воспользоваться программами лояльности ресторанов. Счет можно разделить и оплатить картой или через сервисы Apple Pay/Google Pay, не дожидаясь официанта.
Новое приложение создано на базе уже существующих алгоритмов, которые используются в приложениях Plazius и «Афиша-Рестораны», принадлежащих компании FoodPlex. Пользователям, у которых уже было установлено приложение Plazius, оно предложит сделать обновление, после чего сменит название на SberFood.



5. Совместное предприятие с Mail.ru Group (продукты питания и транспорт)
Сбербанк и Mail.ru Group (MRG) в декабре закрыли сделку по созданию совместного предприятия в сфере цифровых технологий для рынка продуктов питания и транспорта. В нем у компаний будут равные доли, а до 10% пойдет на вознаграждение сотрудникам. В общий бизнес две компании вкладывают до 64,6 млрд рублей.

MRG внесла в СП доставку еды из кафе Delivery Club. А Сбербанк планировал внести в СП 35% в платформе для общепита SberFood. Но стороны договорились консолидировать 100% этого проекта. В результате партнеры Сбербанка по SberFood — Rambler Group и фонд GHP — получат миноритарные доли в Delivery Club, а доля СП в Delivery Club составит до 98,1%.

Также в СП от MRG войдет сервис заказа такси «Ситимобил» (у интернет-компании там было менее 30%). Также в СП войдут сервис каршеринга YouDrive, доли в DC Daily, Performance Group, «СберМаркет» и др. Вне совместного предприятия ни MRG, ни Сбербанк не будут развивать подобные сервисы.



6. Покупка 46,5% Rambler Group
В августе 2019 года Сбербанк закрыл сделку (была анонсирована в апреле) по приобретению 46,5% в Rambler Group Александра Мамута.

Денежные средства за пакет 46,5% действующим акционерам — AN&N Александра Мамута и Era Capital — Сбербанк не выплачивал, а направил их на развитие медиахолдинга. Размер инвестиций Сбербанк не объявлял, источники РБК в апреле говорили о 9-11 млрд рублей.

В результате сделки доля Александра Мамута снизилась до 46,5%, доля Era Capital будет 7%. Сделка со Сбербанком позволила Rambler Group рассчитаться по своим долгам. Ранее активы медиахолдинга были заложены по кредиту в банке «Траст», долги компаний Мамута исчисляются «миллиардами рублей».

В результате Сбербанк стал совладельцем интернет-изданий Lenta.ru, Gazeta.ru, Championat.com, информационного агентства Rambler News Service, порталов Rambler, Afisha.Ru, блог-платформы Livejournal.com, а также онлайн-кинотеатра Okko. Именно он представляет наибольший интерес для экосистемы Сбербанка. В сделку не вошла принадлежащая Мамуту и EraCapital сеть кинотеатров, которая сейчас переводится на бренд Okko.



7. Онлайн-рекрутер Rabota.ru
Сбербанк приобрел третьего по величине в России онлайн-рекрутера – компанию Rabota.ru. Сумму сделки компании не раскрывали. Эксперты оценили ее в размере 500 млн — 1 млрд рублей.

Сайт Rabota.ru основан в 2002 году, входит в компанию «РДВ-медиа», основными активами которой являются классифайды по поиску работы. Сервис зарабатывает на предоставлении возможности работодателям размещать свои вакансии и поиске резюме кандидатов в базе данных. Сейчас, по данным J’son & Partners, это третий по величине сервис в России среди онлайн-рекрутеров после HeadHunter и Superjob.


Движение Сбербанка в сторону ретейла – это негативный тренд, который угрожает не просто отдельным игрокам, а отрасли в целом. По-хорошему, это движение надо сдерживать. Но, понятное дело, у Сбербанка такое лобби, что попробуй его сдержи.

На мой взгляд, это неправильно, что Сбербанк идет в розничный сектор. Чтобы банк не говорил по поводу сохранения коммерческой тайны своих клиентов, проверить это сложно. В Сбербанке половина компаний страны и половина физлиц имеют свои счета. Это значит, что он видит все транзакции клиентов, видит назначение платежа, то есть что покупает компания и у кого, видит базу контрагентов той или иной компании.

Сбербанк – это тот игрок, который в конкурентной борьбе видит карты своих клиентов, а клиент не видит операции банка. Поэтому если Сбербанк дальше продолжит свое движение в сторону ретейла, то, по сути, появится игрок с очень высокими компетенциями, которые недоступны больше никому в России. Подобных примеров в мире практически нет. На подобные действия в других странах есть ограничения. Не создадим ли мы в перспективе 5-10 лет в стране монстра, которого потом просто будет не остановить?