Накануне Нового года рынок торговой недвижимости традиционно подводит итоги. В этом году это не просто итоги года, а итоги целого десятилетия. На статистике останавливаться не буду — ее можно найти в любом отчете консультантов. Хочу поговорить о трендах.
Итак, чем запомнится 2019 год игрокам рынка торговой недвижимости? Думаю, не ошибусь, если скажу, что это был год большой трансформации. И основные ее направления следующие.
Собственные концепции и нестандартные решения
Девелопмент активно ищет пути решения своих проблем, в том числе через открытие ретейл-проектов. Универмаги, ярмарки, коворкинги, собственные развлечения… У девелоперов и управляющих торговыми центрами все меньше шансов остаться специалистами узкого профиля. Многие из них в уходящем году наверняка думали: «А давайте построим свой фуд-холл!»
Фуд-холлы
Кстати, о фуд-холлах, гастромакетах и прочих гастропространствах. Этот сегмент развивается так быстро, что скоро, кажется, не останется торгового центра без таких проектов. В ближайшие 2-3 года мы сможем точно сказать, был ли ажиотаж вокруг формата временным. С одной стороны, тренд логичен — здесь вам и новое развлечение, и уход от фаст-фуда, с другой — непонятно, сколько таких проектов нужно Москве, Петербургу и регионам.
Эмоции и социализация
Набирают популярность концепции, которые превращают букву «Р» (развлечения) в аббревиатуре ТРЦ в самую главную. Это и универмаги, и pop-up-магазины, и ярмарки, и коворкинги, и вообще практически все интересное и необычное. Людям важно, чтобы торговый центр не только стимулировал их тратить деньги, но при этом предлагал возможности для досуга, отдыха и общения. Новые концепции все больше тяготеют к работе с эмоциями. И уставшие от гаджетов люди с радостью впитывают новый опыт.
Его величество потребитель
Рынок наконец понял, что главный человек в торговом центре — это не арендатор и не собственник, а его величество потребитель. Рынок наконец дошел до понимания, что хорошей локации ТЦ для победы в борьбе за покупателя недостаточно. Современные люди избалованы сервисом. Им нужен торговый центр «с человеческим лицом», а не набор брендов. А тут начинается соревнование маркетологов, которым приходится все активнее думать, что интересно нашему клиенту и чего ему еще не хватает.
Новый уровень отношений с арендаторами
Изменились не только отношения моллов с покупателями, но и коммуникации с арендаторами. Торговые центры все сильнее вникают в бизнес своих операторов, продумывают совместные мероприятия, поддерживают маркетинговые активности, помогают с выбором правильного контакта с целевой аудиторией, анализируют, почему одни концепции успешны, а другие проваливаются. Одним словом, за последние годы командная работа ТЦ и его обитателей стала не только признаком хорошего тона и профессионализма, но и насущной необходимостью.
К чему готовиться торговой недвижимости в 2020 году? Изменения будут происходить еще быстрее и станут более радикальными. Поэтому задача менеджмента — строить гибкие и «легкие на подъем» модели бизнеса, которые будут оперативно реагировать на изменения в поведении потребителей. Специалистам всех уровней в ТЦ придется стать немного маркетологами и учиться мыслить по-новому, потому что старые шаблоны уже не работают.
У нас, с одной стороны, есть проекты реконцепции и управления торговыми центрами, а с другой — есть опыт организации под ключ собственного ретейла, в частности универмагов российских дизайнеров. Оценивая рынок с двух сторон (и со стороны арендатора, и со стороны торговых центров), я вижу, что начался медленный разворот от слепого копирования западного метода ведения бизнеса в сторону восточного, более мудрого, планирования изменений.
Ретейл становится более маневренным, pop-up stores проникают уже и в гастротематику, а не только fashion. Девелоперы начинают понимать важность социализации своих объектов, и вслед за «МЕГОЙ», которая первой поймала тренд на популяризацию ТЦ как места встреч, идею подхватили другие игроки рынка, в том числе небольшие региональные объекты.
Отсутствие витрин, VR-технологии, рост автоматизации — все это наша реальность. Многие игроки выбирают путь создания собственного ретейла, исчерпав другие возможности развития. При этом скорость умирания и моллов, и ретейл-проектов в 2019 году достигла критических показателей. Многие игроки перешагнули через точку невозврата, и их бизнесы уже невозможно реанимировать.
В то же время отток посетителей из торговых центров стал несколько слабее. В первую очередь это связано с волной реконцепций и репозиционирования моллов. Интересно, что в ТЦ тянется молодежь, для которой моллы стали местом социализации, работы и досуга. Молодые покупают не только онлайн. Особенно тянутся в моллы представители поколений Z и Альфа — самые юные покупатели, которые тем не менее уже начинают распоряжаться собственными деньгами.
Отдельно хочу сказать про кадровую «импотенцию»... Это большая проблема отрасли. На рынке много полупрофессионалов, которые мигрируют от проекта к проекту, нигде особенно не задерживаясь. А настоящих крепких специалистов еще надо поискать. Старые регалии уже не могут служить ориентиром при найме сотрудников. Рынок так быстро меняется, что важнее не старые заслуги, а гибкость и способность развиваться в новых условиях.
Уходящий год подарил нашему рынку хоть небольшой, но все-таки рост ввода торговых центров. А одной из самых значимых тенденций в девелопменте стала реконценция торговых объектов. Очень своевременно, ведь значительный объем нынешних российских моллов был введен в эксплуатацию до 2008-2009 годов. Сейчас по всей стране идет массовая перестройка их галерей, фасадов, интерьеров.
Выросла роль общественных пространств в ТРЦ. По сути, они стали новыми якорями торговых объектов и отвечают за то, чтобы привлечь и удержать покупателей в торговых объектах. Девелоперы делают обширные детские зоны, кросс-букинги, библиотеки, фотозоны, зоны для тик-токеров, фуд-корты и коворкинги.
При этом практически полностью прекратилось развитие традиционного формата гипермаркетов из-за изменившегося потребительского поведения и активного развития супермаркетов и магазинов у дома. Сети активно ищут новые возможности, тестируют нестандартные форматы площадью от 2 тыс. до 4 тыс. м2. Эта тенденция актуальна не только для России, но и для Европы.
Активно развивается омникальность розничной и интернет-торговли: Lamoda, Butik.ru и kupi.vip развивают розничные сети, пункты выдачи, в том числе и в ТЦ.
Широкое развитие получили фуд-холлы с большим разнообразием кухонь. Вариативность концепций, продуктов и цен позволяет таким проектам охватить очень широкую аудиторию. Я уверен, что 2020-й будет годом активного развития фуд-холлов, в том числе в регионах.