Рынок электронной торговли — самый быстрорастущий сегмент ритейла в России. Ежегодно онлайн-торговля растет на 20-30% год к году, в то время как Ozon – в 3 раза быстрее темпов рынка. Доля e-commerce в обороте розничной торговли в России только около 5%, в то время как в Китае, например, на этот сегмент приходится уже порядка 20%. Каждый год в Китае 11 октября отмечают День холостяка, к которому обычно приурочены большие распродажи - и в прошлом году компания Alibaba Group всего за одну минуту этого праздника сделала выручку, равную выручке четырех магазинов Zara за год. Этот пример говорит о том, что онлайн шагает вперед очень быстро и поэтому на этот сегмент ритейла стоит обращать внимание уже сейчас.

По итогам 2018 года Ozon занимает первую строчку в рейтинге быстрорастущих сетей. Каждый день на нашу витрину заходят 2 млн человек и делают более 100 тыс. заказов, причем 94-95% всех отправлений мы доставляем вовремя. Конечно, нам есть к чему стремиться, но подавляющее число клиентов Ozon получают свои заказы вовремя даже в условиях, когда бизнес растет так быстро — в июне 2018 года мы доставляли ежедневно около 40 тыс. заказов, сейчас в 3 раза больше. Конечно, без трудностей роста не обошлось: высокий сезон всегда испытание для e-commerce, но мы уверенно можем сказать, что справились.

Один из драйверов такого роста — развитие платформы маркетплейса. Уже сегодня на нашей платформе продают свои товары более 4,5 тыс. продавцов, и это не предел. Подключение партнеров позволяет не только бесконечно расширять ассортимент, но и способствует развитию малого и среднего бизнеса по всей России. Ozon может предложить небольшим производителям и магазинам доступ к огромной логистической инфраструктуре — от фулфилмент-фабрик до постаматов во всех регионах России. 

О логистике
У нас своя логистика, свой автопарк, пункты выдачи, сбалансированное сочетание своей и агентской доставок и, конечно, постаматы – их уже больше 4,5 тысяч по стране. Сейчас 23% заказов с Ozon наши клиенты забирают именно в постаматах, в то время как в среднем на этот канал доставки в онлайн-рынке приходится 13%.

Для клиента постамат — это железный ящик с монитором, где можно получить заказ за минуту. Не нужно стоять в очереди, не нужно ни с кем разговаривать (а у нас есть целая группа клиентов, для которых это важный критерий).

И, конечно, постаматы расположены там, где клиенту удобно — в этом одна из причин их популярности. Львиная доля постаматов находится в магазинах у дома: по пути с работы люди заходят за хлебом-молоком, а заодно забирают у кассы свои заказы с Ozon.



Меня часто спрашивают, а магазинам-то от этого какой толк? Какой трафик им обеспечивают наши постаматы? В стеллаже всего 23 ячейки. Но это история не про абсолютное количество посетителей, а про частоту их визитов в точку и про дополнительные покупки, которые они спонтанно делают в магазине, приходя за интернет-заказами. То есть магазин зарабатывает деньги, размещая постамат и выдавая посылки, плюс еще получает дополнительные покупки - ему нужно просто правильно проложить маршрут человека до постамата, например, и предложить по дороге какое-нибудь промо. 

Мы работаем как с крупными сетями, в числе которых X5 Retail Group, «Дикси», «Детский мир», так и с небольшими партнерами. Более 50% наших автоматизированных точек установлены в сетевых магазинах формата «рядом с домом», бизнес-центрах, торговых центрах и еще около 10-15% установили небольшие предприниматели по нашей партнерской программе – среди них барбершопы, автомойки, ателье, компьютерные клубы и даже библиотеки. А почему нет, если нашим пользователям это удобно? Чтобы установить у себя постамат, нужно всего 1,5 м2 площади и розетка 220 Вт, установку мы делаем сами, а площадка зарабатывает на аренде или выдаче посылок. Для среднего и малого бизнеса установка постамата и заработок на каждой посылке может стать неплохим источником дополнительного дохода.

Постаматы появляются даже в подъездах жилых домов — такой эксперимент мы сейчас проводим, например, в Казани. В перспективе постаматы будут установлены в подъезде каждого дома, а получить свой заказ можно будет, спустившись на первый этаж в халате и тапочках. Это наше недалекое завтра.

О курьезах и клиентах
Когда курьер приезжает к постамату, он закладывает товар в ячейку, которую может открыть только сам клиент – ему на почту и в смс приходит специальный код. Кроме того, каждый постамат оборудован двумя видеокамерами, которые помогают нам отслеживать доставку заказа в тот момент, когда клиент этот заказ забирает. Но случается, что люди используют постаматы не совсем по назначению и умудряются не только забрать свой заказ, но и оставить в нем свои личные вещи! 

Ну, например. В торговых сетях мы часто ставим постаматы рядом с камерой хранения. Представьте. Обычное воскресенье. Мужчина средних лет, судя по всему, решил сделать на обед салат «капрезе» и отправился за покупками. Сначала купил на рынке помидоры, а потом зашел в магазин за сыром. Помидоры в торговый зал нести не стал. Увидел открытую дверцу постамата — наш клиент забрал заказ и не закрыл дверцу, хотя система предупреждает, что это сделать необходимо — и решил, что это камера хранения. Помидоры оказались в постамате, ячейка закрылась.

В то же время к постамату приехал курьер, отсканировал посылку. Ячейка, из которой уже забрали заказ, открылась — а в ней помидоры. Что должен был сделать курьер? Закрыть ячейку и позвонить в службу поддержки. Но курьера помидоры не смутили, он оставил посылку рядом и уехал.

Минут через 15 мне позвонили из техподдержки и сообщили, что человек по телефону требует открыть постамат, потому что там его помидоры. Долго разбирались, в конце концов помидоры вернулись к владельцу, а посылка осталась ждать своего часа.

Но это, конечно, уникальный случай, с развитием e-commerce люди все чаще будут и помидоры заказывать онлайн и постаматами пользоваться уверенней.

Мы заметили, что как только постамат появляется «рядом» с клиентом, частота его покупок увеличивается в среднем в 5-6 раз.

Постаматы у нас выбирают как стихийные покупатели, которые пока приобретают в интернете только определенные категории товаров, например, косметику или книги, так и те, уже перевел основную часть покупок в онлайн и делает более 15 заказов в год – многим намного проще ввести код и забрать свой заказ, вместо того чтобы ожидать курьера или общаться с сотрудниками пункта выдачи. 

Сегодня с учетом партнерских точек у нас более 6 200 постаматов по всей стране, и мы продолжим развивать сеть – планируем, что до конца года их будет не менее 9 тысяч. 

Из выступления на конференции «Сила бренда», организованной Российским советом торговых центров (РСТЦ)