В российском ретейле продолжает расти интерес к формату дарксторов. Это торговое помещение, которое открыто только для курьеров и в котором собираются онлайн-заказы для дальнейшей доставки. Дарксторы открывают как сервисы онлайн-доставки продуктов, для которых это основа их бизнес-модели, так и розничные сети, которые развивают свой онлайн-канал. В зависимости от формата доставки (экспресс-доставка или большая закупка впрок) отличается и размер дарксторов. MarketMedia поговорил с игроками рынка и экспертами о том, какие дарксторы нужны рынку.

Работа втемную
По прогнозу аналитиков, количество дарксторов в России в 2021 году увеличится в 1,5 раза, до 1 тыс., по сравнению с 2020-м. По данным компании «INFOLine-аналитика», в начале года их было 650, а в марте — уже 900. Такой бурный рост объясняется активным развитием онлайн-торговли в период пандемии коронавируса и выходом на этот рынок крупнейших ретейлеров. По наблюдениям партнера Data Insight Бориса Овчинникова, формат дарксторов бурно развивается в последние 1,5-2 года. Эксперт видит два ключевых драйвера: во-первых, развитие сегмента супербыстрой доставки, во-вторых, общий рост объемов и доли e-grocery.


В результате чего, с одной стороны, сборка заказов все сильнее мешает покупателям в офлайновых магазинах, а с другой — упрощается окупаемость проектов по созданию отдельных складов под онлайн-канал ретейлеров.


На российском рынке для своего бизнеса используют дарксторы компании «Самокат», «Яндекс.Лавка», «ВкусВилл», «Перекресток» (Vprok.ru), «Пятерочка», «Магнит», Ozon. Планирует открывать дарксторы и «Сбермаркет» в дополнение к своей модели доставки из супермаркетов. Как рассказывают в компании, «Сбермаркет» рассматривает использование дарксторов только в сотрудничестве с ретейлерами, чей ассортимент и будет в них представлен. Дарксторы помогут ускорить сборку и доставку заказов и разгрузить торговые точки офлайн-ретейлеров. «Пятерочка» начала открывать дарксторы в мае прошлого года, сейчас у нее работает 13 точек. У «Магнита» по данным на июнь было открыто четыре даркстора, компания намерена довести их общее число в Москве до 20 к концу года.

Есть дарксторы и в портфеле Ozon. Онлайн-ретейлер использует их для своего сервиса экспресс-доставки Ozon Express, средняя площадь таких объектов — 2,5 тыс. м2. По данным на февраль, у компании было открыто восемь дарксторов. «Самокат» управляет распределенной сетью из 722 дарксторов, их средняя площадь — 180-220 м2. У его ближайшего конкурента, «Яндекс.Лавки», 360 складов. «ВкусВилл» управляет 62 дарксторами, средняя площадь объектов — 993 м2. У «Перекрестка» работает четыре даркстора площадью 18 тыс. м2 и вместимостью 30 тыс. SKU каждый. У сети «Лента» сейчас уже нет дарксторов. С этой модели ретейлер начинал развитие сервиса доставки «Ленточка», но понял, что это неэффективно, и перешел на доставку из гипермаркетов и супермаркетов.

Без покупателей быстрее
Понятие «даркстор» объединяет очень разные типы объектов — от небольших помещений в жилых кварталах для супербыстрой (15-минутной) доставки до больших складов, позволяющих предлагать ассортимент в десятки тысяч позиций и обслуживать сразу весь мегаполис или его значительную часть. Сервисы экспресс-доставки («Самокат» и «Яндекс.Лавка») изначально развивались через открытие дарксторов. Розничные сети стали использовать дарксторы по мере роста своего онлайн-канала, когда офлайн-магазины перестали справляться с нагрузкой интернет-заказов, либо некоторые сети изначально считали использование магазинов для сборки заказов неэффективным. Как считает Ольга Калоева, операционный директор онлайн-гипермаркета Vprok.ru, в отличие от доставки из магазина, даркстор в силу отсутствия покупателей позволяет значительно увеличить скорость сборки заказов, а его большая площадь — постоянно расширять ассортимент.

По мнению Бориса Овчинникова, эффективность сборки онлайн-заказов из магазина или даркстора очень сильно зависит от параметров бизнеса конкретного ретейлера. Два ключевых параметра, которые нужно оценивать, — это доля заказов, которые приходятся на онлайн-продажи, и формат сети. «Чем больше у вас доля онлайн и чем меньше средний размер магазина, тем больше аргументов за запуск дарксторов, — рассуждает аналитик. — Площадь магазина в данном случае имеет значение, потому что от нее, а точнее от связанного с ней размера ассортимента, зависит себестоимость открытия даркстора». Другими словами, переформатировать в даркстор магазин «Пятерочки» или сделать с нуля даркстор «Пятерочки» существенно проще и дешевле, чем сделать даркстор «Ленты».

Проще, чем открыть магазин
Требования к помещениям для даркстора отличаются от требований к объекту для магазина, так как отличается их функционал. Как минимум потому, что даркстор сделан для удобства курьеров и сборщиков, а не покупателей. «Наши требования к помещениям, конечно, отличаются от сетевых магазинов, которым очень важна локация с точки зрения видимости, подхода, парковки, фасада, ограничений по алкогольной лицензии, — рассуждает Игорь Рожков, директор по маркетингу онлайн-ретейлера «Самокат». — У нас другие нюансы: не создавать трудности соседям, удобный подъезд для автомобилей и курьеров. Ключевое — близость к жилым массивам». Во «ВкусВилле» добавляют, что в сравнении с магазином у дарксторов совсем другие площади и параметры, ведь даркстор, по сути, складской формат. При этом помещение не должно быть сильно удалено от жилой зоны, чтобы ретейлер мог осуществлять быструю доставку заказов до покупателей. Внутри даркстора зоны спланированы так, чтобы сборка заказов была быстрой, среднее время сборки — 4-6 минут.

При выборе площадки для даркстора сервиса Vprok.ru для «Перекрестка» в первую очередь важно расположение (будущий даркстор должен находиться рядом с городом), а также площадь объекта. «В данный момент на рынке нет готовых предложений, поэтому каждый отдельный даркстор мы ремонтируем и достраиваем под нас», — рассказывает Ольга Калоева. Как полагает Борис Овчинников, переформатирование магазинов вряд ли станет основным источником площадей для развития дарксторов.

Пока выбор делается скорее в пользу использования непригодных для ретейла помещений или (для больших дарксторов) создания объектов с нуля.


У «Самоката» есть дарксторы, которые открылись на месте бывших помещений сетевых магазинов. Так, на старте работы сервиса в Тольятти такие склады открылись в четырех помещениях из девяти. Похожая ситуация была в Тюмени и Екатеринбурге. Есть подобный опыт и у «Пятерочки». Для запуска дарксторов ретейлер переоборудовал в этот формат свои магазины, которые подошли по площади и плотности заказов окрестных территорий.

Если говорить про сложности, с которыми сталкиваются компании при открытии дарксторов, у «Самоката» большинство трудностей возникало в период работы компании в первых трех городах (Петербург, Москва, Нижний Новгород). Сейчас процессы не требуют высокого контроля — все службы выработали внутренние правила. «Процесс настолько отлажен, что на протяжении последних 4 месяцев нашей команде удавалось открывать по 80 дарксторов каждые 30 дней», — рассказывает Игорь Рожков. Во «ВкусВилле» признают, что подобрать подходящее помещение в Москве сейчас сложнее, чем в Подмосковье и регионах.

Будущее дарксторов
Что касается будущего развития дарксторов, можно ожидать сочетания двух противоположных трендов. «С одной стороны, максимальное приближение дарксторов к покупателям: рост плотности точек «Яндекса», «Самоката», в перспективе «Сбермаркета» и X5, — рассуждает Борис Овчинников. — С другой стороны, рост потребности в дарксторах с большим ассортиментом и, соответственно, с относительно большой площадью». По мнению аналитика, решать это противоречие разные игроки будут по-разному. Скорее всего, и «дарксторы у дома», и более крупные дарксторы будут все сильнее разбавлять текущую модель «закажи то, что у нас есть в дарксторе» моделью «закажи любой товар — и мы его привезем для тебя в даркстор, а оттуда к тебе домой».

Отвечая на вопрос о технологическом развитии внутренней инфраструктуры дарксторов, игроки рынка говорят, что небольшим центрам формирования заказов пока что невыгодно автоматизировать и роботизировать ни один из процессов — ни внутреннюю логистику, ни сборку. По словам Игоря Рожкова, роботы в перспективе 2 лет по-прежнему останутся слишком дорогими, а человек все еще будет эффективнее машины. Скорее технологии будут быстрее развиваться на уровне крупных фулфилментов (все операции от стадии заказа покупателем до получения покупки), этим компании уже занимаются последние 10 лет. Во «ВкусВилле» рассказывают, что их сборщикам помогают разные технологические решения, например терминалы сбора данных и умные тележки. Такие тележки заранее понимают, в каком порядке показать товары из заказа, чтобы маршрут сборщика по даркстору был максимально быстрым и удобным.


Как «Магнит» собирается завоевать рынок онлайн-торговли продуктами