На осенней сессии депутаты Госдумы могут принять закон о дистанционной торговле лекарствами. Законопроект, отменяющий запрет на продажу лекарств через Интернет с доставкой на дом, находится на рассмотрении в парламенте уже 2 года. Сейчас обсуждается новый срок легализации дистанционной продажи лекарств — с 1 января 2020 года. Официально в России продажа лекарств запрещена. Но многие интернет-аптеки нашли выход из ситуации: они предлагают своим покупателям услуги по бронированию — заказанные через сайт препараты можно получить в ближайшей аптеке.

Пилотный проект
Первым среди российских маркетплейсов продажу лекарств с доставкой на дом курьером запустил Ozon. Осенью 2018 года Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), куда входят крупные сети аптек «Ригла», «Неофарм», «Эркафарм», пожаловался на Ozon в прокуратуру, СПФО добивался блокировки его сайта. В ходе проверки выяснилось, что маркетплейс оформил лицензию на реализацию фармацевтической продукции через аптечный пункт, а контракт на доставку заключил с отдельным юрлицом. Поэтому оснований блокировки сайта в прокуратуре не нашли.

Сейчас у Ozon три лицензированных аптечных пункта — в Москве, Твери и Петербурге. Эти аптечные пункты обслуживают жителей двух столиц и трех областей — Московской, Ленинградской и Тверской. «Число заказов невелико и измеряется несколькими десятками в день, поскольку для Ozon это пилотный проект, не имеющий активного продвижения», — сообщили в пресс-службе Ozon. При этом за 10 месяцев 2019 года продажи медицинской техники выросли почти в 3 раза, витаминов — в 4 раза относительно аналогичного периода прошлого года. «Основной целью «пилота» было изучение потребности клиентов в сервисе получения лекарственных средств в удобном им месте, и эту цель проект оправдал — мы видим колоссальный интерес к будущей возможности приобретать лекарства онлайн и получать их разными способами, включая доставку. Особенный интерес проявляют жители небольших населенных пунктов и отдаленных регионов, где проникновение аптечных сетей невелико, а ассортимент препаратов в аптеках ограничен», — отмечают в Ozon.

В обстановке секретности
В ожидании снятия запрета на онлайн-продажу лекарств к совместной работе готовятся один из крупнейших российских фармацевтических производителей и дистрибьюторов «Протек» и маркетплейс Wildberries. «Фармвестник» сообщил, что договор о поставках был заключен в конце сентября, сейчас идет процесс согласования ассортиментной матрицы. В ассортимент ЦВ «Протек» входит более 14,4 тыс. наименований медикаментов, парафармацевтических препаратов и товаров медицинского назначения. Генеральный директор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский уточнил для MarketMedia, что положения договора, подписанного ЦВ «Протек» и Wildberries, распространяются на поставку нелекарственного ассортимента.

На сайте Wildberries уже есть раздел «Здоровье», в котором можно купить медицинские приборы, ортопедические изделия, антисептики, витамины, БАДы и пр. Комментировать свои планы по расширению этого раздела за счет лекарств в Wildberries отказались. С учетом обширной сети пунктов выдачи заказов (в планах компании расширить сеть с 5,5 тыс. до 7 тыс. ПВЗ до конца года) Wildberries мог бы реализовывать лекарства без дополнительных расходов покупателей на курьерскую доставку.

О том, что владельцы аптек думают о легализации онлайн-продаж лекарств, читайте здесь



Перспективный рынок
Принятия закона, который позволит легально продавать лекарства онлайн, ждут в российском представительстве Alibaba Group. «Это очень актуальный для нас вопрос», — заявляла на аптечном саммите менеджер по развитию бизнеса Aliexpress и Tmall Анастасия Лысикова. По ее словам, Россия будет первой страной, где Alibaba Group планирует запустить свой фармпроект, ни в Китае, ни в одной другой стране лекарства на этом маркетплейсе не продаются. Продавать на площадке лекарства смогут как производители, так дистрибьюторы.

К принятию закона готовится маркетплейс от «Яндекса» и Сбербанка «Беру». «Конечно, нам это интересно. На «Беру» уже есть раздел с лекарствами, но пока мы работаем строго в рамках закона. Через сайт можно сделать предзаказ, но выкупить его можно только в аптеке. «Яндекс.Маркет» проводил исследование: 64% респондентов ответили, что им интересно покупать лекарства онлайн. Есть категории людей, которым это удобнее, чем в офлайне, — молодые мамы, те, кто не может ходить, тяжело заболел или отравился. По опросам, также востребована опция заказа дорогостоящих лекарств с доставкой в другой город своим родственникам. Мы понимаем, что это будет востребовано покупателями. Как только будет принят закон, мы начнем по нему работать», — рассказала представитель «Яндекс.Маркета» Полина Упитис.

Выход маркетплейсов в новую нишу может привести к переделу аптечного рынка. По данным Data Insight, в России лекарства продают более 50 интернет-аптек. В 2018 году в нашей стране в интернет-магазинах по продаже лекарственных средств было оформлено 24,9 млн заказов на сумму 40,8 млрд рублей. Средний чек составил 1640 рублей. На долю Apteka.ru (принадлежит крупному российскому фармдистрибьютору «Катрен». — Ред.), лидера в этом сегменте, приходится 31% от общего объема продаж.


О том, какие перспективы есть у аптечных сетей при развитии интернет-продаж, смотрите здесь



Алкоголь как драйвер для рынка
В «Беру» также заинтересованы в скорейшей отмене запрета на онлайн-продажу алкоголя. Споры о том, стоит ли разрешать дистанционную продажу алкоголя, ведутся с 2016 года. Минюст и Минфин уже согласовали проект, его должны внести в правительство. Планируется, что онлайн-торговля алкоголем начнется 1 января 2020 года. Реформу разделят на несколько этапов: сначала разрешат продавать в Сети вино, через год — пиво, сидр, медовуху и пуаре, еще через год — все остальное. 

«У нас есть алкогольная витрина на «Яндекс.Маркете», где можно сравнить цены, выбрать и сделать заказ в обычном магазине. Мы понимаем, что это очень перспективная категория, которая даст большой толчок для развития электронной коммерции. Люди начнут покупать полную корзину продуктов, когда в нее можно будет положить коньяк», — прогнозирует Полина Упитис. По ее словам, сейчас в компании изучают зарубежный опыт, там есть сервисы «вино по подписке». Например, в Европе можно выбрать «Красные вина Испании», и сомелье подберет соответствующее случаю вино. «Есть много разных интересных форматов, как организовать интернет-торговлю алкоголем», — отмечает она. 

«По сравнению с другими странами российский рынок весьма необычен. Наиболее распространенная ситуация в мире — присутствие на рынке сразу нескольких специализированных продавцов и одного неспециализированного гиганта, торгующего множеством товарных категорий, вроде Amazon. В России все почти с точностью наоборот: здесь есть Lamoda, которая продает товары, связанные с модой и образом жизни, и четыре-пять компаний, пытающихся работать по модели Amazon. Возможно, они расценят грядущие изменения как свою возможность. Мы же как специализированная онлайн-платформа, безусловно, планируем расширять товарные категории, представленные на Lamoda, но не за счет лекарств или алкоголя», — сообщила управляющий директор по цифровому маркетингу и продукту Lamoda Group Юлия Никитина.