Пока экономисты уточняют прогнозы, на некоторых рынках в предпринимательской среде присутствуют оптимистичные настроения. Рост числа клиентов и заказов действительно вселяет надежды и рисует картину восприятия, где алармистские настроения выглядят неуместно. А поддержка государственной идеологии и фокус на системных клиентах создают вполне понятную картину будущего. В ней, конечно, будут сложности, но в целом она выглядит вполне радужной.

Поэтому строятся планы, набираются сотрудники и с удовольствием принимаются долгосрочные заказы с большими размерами предварительных оплат.

Иными словами, делается всё то, что уже завтра разрушит бизнес, который руководствуется в сегодняшней ситуации оптимистичным сценарием из уст государственной пропаганды.


Поводов для такого оптимизма найти можно достаточное количество, и они, что характерно, у каждого бизнесмена будут совершенно одинаковыми. Что уже должно бы насторожить, но слишком велико искушение поверить. И тогда ваш оптимизм становится токсичным.

Раз за разом, если почитать историю экономических кризисов, которые всегда развиваются волнообразно, токсичные оптимисты появляются на небольшой части рынка. Именно они видят новые возможности в его переделе, но их логика всегда даёт сбой. Ведь возможности кризиса открываются далеко не сразу, а только после прекращения падения. А оно в данном случае будет весьма долгим. И те оппортунисты, что начали действовать сейчас и заражать оптимизмом коллектив и других игроков будут разочарованы сильнее. И их репутационные потери будут значительно выше. Не верите? Вернитесь к этому тексту через полгода.

Какой бы грамотной не была политика, ей не победить математику. К которой, в итоге, сводятся и экономические законы. Да, сейчас сложно предсказать точные масштабы последствий, но вероятность самих последствий, когда и как они будут появляться - предсказать не представляет сложности. Так работает экономика. Но должен ли предприниматель и бизнесмен знать про это?

Вполне возможно, что природа токсичного оптимизма - в экономический безграмотности. Или в недальновидности, что близко.


Но одно дело, когда ты рискуешь собой и своими деньгами, а совсем другое - когда своими сотрудниками. Не понимая, как работают экономические законы, давать ложные обещания - это предпринимательская ответственность. Буквально вчера от неё легко отмахнулись, когда я спросил по поводу будущей судьбы свеженанятых сотрудников: «уволим, это же капитализм». И вроде бы нечего возразить. Никаких обид, просто бизнес. Который может поломать чью-то жизнь.

Токсичность оптимизма, его дурное влияние, заключается именно в этом. Безудержная вера в кратковременность спада и надежда «нас пронесёт», особенно когда она активно пропагандируется, перестаёт быть защитным механизмом.

Токсичный оптимизм - это одновременно и самообман, и введение в заблуждение других. 


С большим риском сломать их будущее. И получить за это минусы в карму и репутацию. И это - неизбежно.

Я, как токсичный пессимист, в этом абсолютно уверен.

Другие колонки Сергея Славинского