«Оставайтесь дома» — под этим девизом мы прожили с конца марта и до июня (а некоторые регионы до августа) 2020 года. К локдауну не был готов, конечно, никто — ни клиенты фитнес-клубов, ни сама фитнес-индустрия. Мы начали понимать всю сложность ситуации еще в начале марта 2020 года, когда объемы продаж (а это ключевой показатель отрасли) ежедневно снижались на проценты. К моменту объявления закрытия фитнеса в Москве выручка фитнес-клубов упала на 98%.

Выход на вынужденные каникулы сопровождался необходимостью выплачивать зарплату. Это была ключевая сложность, поскольку фитнес - отрасль человекоемкая, как и любые услуги. Примерно 45-50% расходной части фитнес-клуба составляет ФОТ: по решению правительства сотрудникам во время вынужденных каникул надо было продолжать выплачивать заработную плату. Конечно, бизнес не был готов к такой ситуации. Собственники и управленцы, которые отвечают деньгами и репутацией перед клиентами, контрагентами, арендодателями, банками, государством, очень быстро сплотились. Было понятно, что есть одна общая проблема и что необходимо объединиться, чтобы как-то повлиять на ситуацию. Наша ассоциация активно включилась в отстаивание и защиту интересов отрасли перед государством и поддержку своих членов.

АОФИ — отраслевое бизнес-объединение, к нам не входят ни консультанты, ни образовательные структуры, ни поставщики оборудования, ни коучи, мы понимаем, что у этих игроков совершенно другие задачи. Наша же цель — обеспечить возможности эффективного цивилизованного бизнеса для предпринимателей в фитнесе. А тут был вопрос в том, выживет бизнес или нет.

Перед лицом опасности отрасль мгновенно объединилась: когда в середине марта мы написали петицию главе правительства Михаилу Мишустину — она за 3 дня набрала подписи почти 10 000 игроков рынка. В итоге мы попали в список максимально пострадавших отраслей.

Понимание возникших проблем индустрии позволило нам не только формулировать инициативы для властей, но и отвечать на многие вопросы. Например, почему у фитнеса при авансовой системе платежей нет финансовой подушки и что мы просто не можем содержать людей из своего кармана в условиях отсутствия доходов.

Это во многом повлияло на принятые решения по мерам поддержки со стороны государства. Конечно, выдача прямых целевых субсидий была бы эффективнее, но и кредиты на зарплаты и отсрочки аренды помогли отрасли удержаться в момент вынужденных каникул. Тем не менее за время локдауна мы потеряли около 20% игроков рынка.

Вернувшись летом к работе, индустрия долго приходила в себя. Мы даже зафиксировали небольшой рост доходов, но сентябрь 2020-го и новый шквал негативных новостей привел фитнес осенью к падению выручки на 30-50%.

Что дальше?
Дальше, наверное, о хорошем. Вернее, о стратегии, ведущей к хорошему. Ноябрь показал положительную динамику. Это не значит, что отрасль вышла из кризиса. Но мы надеемся, что это — свет в конце тоннеля. По прогнозам экспертов, отрасли для восстановления к докризисному уровню понадобится не менее 2 лет.
  
Сейчас наша ключевая задача не в том, чтобы ждать дотаций от государства, нам надо расширять рынок потенциальных клиентов фитнеса и инициировать принятие для этого на законодательном и исполнительном уровне тех мер, которые не требуют от государства денег, но дают отрасли возможность поддерживать интегрированных в нее людей. Этому могут способствовать такие наши инициативы, как налоговый вычет за фитнес как для граждан (уже проходит слушания в Госдуме), так и для предприятий, кешбэк, который во многом помог туристической отрасли, снижение цен на клубные карты путем введения невозвратного дешевого типа членства при наличии альтернативы — чуть более дорогого, но возвратного (как это работает, например, у авиаперевозчиков), включение фитнес-услуг в пакеты по ДМС, использование фитнес-клубов в качестве площадок для постмедицинской реабилитации и т.д.
Это все требует взаимодействия и диалога как с исполнительной, так и законодательной властью и на федеральном, и на региональном уровне. А его может наладить только организация, объединяющая большинство игроков отраслевого рынка.

Как взаимодействовать с федеральной властью, стало понятно в марте, но уже в апреле-мае часть решений была передана на региональный уровень. Очевидно, что нам стали нужны региональные отделения, которые бы объединяли усилия местных игроков и наладили коммуникацию «власть – бизнес» на местном уровне. Так за 2 месяца мы неожиданно получили развернутую в 55 регионах страны сеть, которая объединяет большую часть игроков отрасли и выстраивает взаимодействие фитнес-бизнеса на всех уровнях власти. Это дает свои плоды: когда в одном регионе принимают действенное решение, через систему региональных представительств мы интегрируем его в другие регионы. Это позволяет быстро распространять эффективные для бизнеса решения.
  
Взаимодействие с властями — важная, но не самая ключевая задача отрасли. За время пандемии поведение потребителей категорически поменялось. Мы видим, что упали доходы людей, сузился горизонт планирования, сохраняются опасения нахождения в местах, где присутствует много людей. Все это уменьшает количество потребителей наших услуг.

Поэтому для отрасли стали важны просветительская и информационная активности: о том, что в фитнесе безопасно, потому что мы соблюдаем все меры, о том, что фитнес помогает не заболеть, а если заболел, то перенести болезнь легче, о том, что наши продукты становятся адекватнее в соответствии с изменившимися запросами клиентов по длительности членства.

Польза
Мы создали и более трети игроков рынка подписали Декларацию о социальной ответственности бизнеса. Фитнес-клуб получает специальный знак от АОФИ, который означает, что в клубе безопасно.

Физическая активность, занятия спортом — это укрепление иммунитета, повышение устойчивости организма к любой инфекции, именно поэтому людям важно и необходимо заниматься физкультурой и спортом в специально оборудованных и безопасных заведениях под руководством специалистов — вот сейчас ключевой месседж отрасли. ВОЗ выпустила обновленные рекомендации, где регулярные физические нагрузки названы одним из ключевых факторов в борьбе с пандемией. В России нужно было сделать исследование, которое бы подтвердило гипотезу.
Наша ассоциация совместно с исследовательской компанией Content Recerch провели всероссийское исследование с выборкой 7800 респондентов, которое дало два ключевых вывода:
— люди, которые бросили заниматься фитнесом с марта 2020-го, заболевали на 25% чаще;
— в 49% случаев занятия фитнесом помогают переносить ковид легче.

Ковидный шторм перетряхнул отрасль. Меняется потребитель, меняется бизнес-модель. И мы сейчас только в начале этих изменений, нам многое еще предстоит. Но свет в конце тоннеля все же виден.