За последний год число вакансий, открытых компаниями розничной торговли для логистов, выросло на 55%, говорят в hh.ru, ссылаясь на свою статистику. Еще годом ранее — с 2017 по 2018-й — почти на 40%. Только в начале января 2020 года на hh.ru ретейлерам требовалось более 7,7 тыс. специалистов, работающих в сфере транспорта и логистики. «Если за точку отсчета взять 2016 год, то прирост в 2018 году оказался равен 86%, а в 2019-м — и вовсе 188%», — уточняет Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы «HeadHunter Северо-Запад».

Такой спрос обусловлен активным строительством логистической инфраструктуры. По данным Knight Frank, за последние 10 лет российский рынок складской недвижимости утроился, сейчас эксплуатируется почти 30 млн м2 складов. При этом аналитики CBRE оценивают долю ретейлеров в федеральном спросе на склады в 48%. Эксперты связывают это с ростом доли продуктов питания в структуре расходов населения, а также с переходом крупных продуктовых сетей, которые ранее арендовали складские площади у логистических операторов, на прямую аренду или владение.

О том, сколько складов приходится на долю ретейлеров, читайте здесь.



Показательно еще и то, что в основном предложение складов сосредоточено в московском регионе, Петербурге и Ленобласти, на остальные регионы приходится всего лишь треть площадей. Эксперты уверены, что этот дефицит складов в регионах создает благоприятные условия для складского девелопмента в городах-миллионниках и способствует появлению складских проектов в городах с населением 250-500 тыс. человек. А значит, и росту спроса на специалистов, которые будут обслуживать эти склады. Как замечает Дмитрий Жирнов, руководитель кадрового агентства «Бридж ту ЭйчАр» (Bridge2HR), если уровень потребления товаров на душу населения вырос в стране до среднемирового значения, то складские площади еще отстают. «Я думаю, нет ни одного субъекта Федерации, где не было бы сотен открытых вакансий по этим специальностям. И хотя автоматизация логистических процессов и искусственный интеллект повышают возможности управления транспортной логистикой, складами, что ведет, например, к замене диспетчеров на CRM-системы, тем не менее конечные манипуляции с грузами и их доставку все равно осуществляют люди. Поэтому среди работодателей растет спрос на складской рабочий персонал. Уже несколько лет назад этот спрос стал массовым. Основные специалисты на складах — это грузчики, комплектовщики и упаковщики», — говорит Дмитрий Жирнов.

Максим Юшин, управляющий партнер кадрового агентства HR-PROFI, замечает, что спрос растет из-за укрупнения компаний, их выхода в новые регионы. «Но укрупнение компаний также сужает функционал отдельно взятого сотрудника: при больших объемах нет возможности заниматься большим количеством разнообразных задач», — отмечает он.

Популярность работников складов растет
В компаниях, особенно федерального масштаба, практически всегда есть собственная логистическая служба, ее возглавляет директор по логистике. «Эта дирекция отвечает за складские и транспортные системы и за цепочки поставок. По численности персонала это вторая служба после службы продаж. А учитывая масштабы нашей страны и качество дорожной инфраструктуры — это ключевой департамент любого федерального ретейлера, особенно в пищевом сегменте, где присутствуют скоропортящиеся продукты», — поясняет Дмитрий Жирнов.

В крупных сетевых компаниях вопросами логистики занимаются непосредственно специалисты или менеджеры по логистике, добавляет Максим Юшин. «Также данный функционал может присутствовать у категорийных менеджеров (специалистов, которые ведут категории товаров от закупки до сбыта) и у специалистов или менеджеров по закупкам», — уточняет Максим.

Спросом у ретейлеров, судя по открытым вакансиям, пользуются в первую очередь работники складов (кладовщики, комплектовщики, начальники складских секций и т.п.) — 54% от общего количества вакансий в этой сфере, специалисты в области логистики — менеджеры по логистике, диспетчеры, продавцы-логисты и т.п. (32%), водители (10%). «Понятно, что спрос на логистов в ретейле обусловлен прежде всего важностью логистической функции в бизнес-процессах компаний из отрасли розничной торговли. Фактически эти специалисты отвечают за организацию и контроль своевременной доставки продукции до складов и торговых точек, комментирует Ирина Жильникова.

Денежный вопрос
Основу дохода специалистов в области логистики в ретейле составляет оклад. Возможны квартальные премии за выполнение плановых показателей (KPI). В некоторых компаниях введена оплата за смену. «Доля транспортно-логистических расходов в цене товара в восточных районах нашей страны доходит иногда до трети от стоимости продукта в магазине. В какой-то части это складывается и из фонда оплаты труда логистического персонала. Но все же труд логиста на кадровом рынке не самый высокооплачиваемый, — говорит Дмитрий Жирнов. — Как правило, 80% дохода специалиста по логистике составляет фиксированный оклад и 20% — переменная мотивирующая составляющая, которая зависит от выполнения ключевых показателей эффективности. Основной показатель — это сроки поставки». По его словам, как и в любой другой отрасли, на уровень дохода влияют квалификация и занимаемая должность. «Например, водитель-экспедитор в ретейле в Москве может зарабатывать 50-70 тыс. рублей в месяц, а зарплата начальника отдела логистики и ВЭД начинается от 130 тыс. рублей. В регионах зарплаты ниже, но незначительно. В городах-миллионниках разница составляет около 10%», — рассказывает Дмитрий Жирнов.

О том, сколько зарабатывали мерчандайзеры в торговле в 2019 году, читайте здесь.



В 2019 году средняя предлагаемая зарплата в ретейле для специалистов из сферы логистики в России составила 42 500 рублей, в Москве — 47 500 рублей, приводит статистику Ирина Жильникова. Максимальный доход, указанный в вакансиях от столичных компаний, достигал 200-250 тыс. рублей в месяц. Понятное дело, подобное денежное предложение ориентировано на руководителей департамента логистики.

За эти деньги, по словам Ирины Жильниковой, работодатели хотят видеть специалиста с образованием не ниже среднего профессионального/профильное образование; с опытом работы в сфере логистики; опытного пользователя ПК (знание MS Excel, Word, Outlook, 1С); знающего рынок перевозок, географию города; умеющего работать с большими объемами информации в режиме многозадачности; ответственного, исполнительного, требовательного, стрессоустойчивого, умеющего находить выход из стрессовых ситуаций, с развитыми коммуникативными навыками, командного игрока.

Найти таких оказывается непросто, хотя уровень конкуренции среди соискателей довольно высокий. Так, в декабре 2019 года на одно предложение о работе в профобласти логистики (без учета отрасли компании) в России приходилось 4,3 резюме, в Москве — 6,6 резюме, в Петербурге — 7,2 резюме. Нормой на рынке труда считается показатель, равный 5 резюме на одну вакансию.

Именно поэтому, по словам Максима Юшина, есть компании, которые готовы брать кандидатов и без опыта работы, но, например, с профильным образованием, а потом обучать и выращивать экспертов. Есть компании, которые хотят видеть уже готовых специалистов с хорошим опытом работы. И здесь приходится искать. Но недостатка в логистах Максим Юшин не видит. «В сегменте рабочих профессий — рынок кандидата, — добавляет Дмитрий Жирнов. — Открытых вакансий гораздо больше, чем специалистов. Здесь кандидат имеет возможность выбора работодателя и по удаленности от дома, и по графику работы. При этом зарплаты практически одинаковые у всех крупных ретейлеров на аналогичных позициях. В данном случае работодатели готовы платить рекрутинговым агентствам именно за создание массового потока кандидатов, так как высока текучка на низших позициях в логистике. В сегменте белых воротничков логистики ситуация кардинально иная. При расширении сети складов не всегда происходит расширение штата верхнего управленческого звена логистического департамента ретейлинговой компании. Это обусловлено автоматизацией процессов и переходом к умным складам. В данном случае работодатель ищет «штучных» управленцев, имеющих соответствующий опыт и желательно в европейских логистических компаниях».

Перспективы на год
Судя по средней предлагаемой в вакансиях на hh.ru заработной плате в отрасли розничной торговли, доход работников сферы логистики с 2017 года вырос на 20% — с 35 тыс. до 42,5 тыс. рублей в месяц. В этом году особых изменений в зарплатах логистов, работающих в ретейле, эксперты не ждут. «Это связано с тем, что нет предпосылок для роста покупательной способности населения в стране в целом, а рост фонда оплаты труда сотрудников ретейлеры, как и любые предприниматели, должны заложить в стоимость конечного продукта, то есть в стоимость товаров на полках наших магазинов. Вероятно, будет небольшая индексация зарплаты на величину инфляции», — поясняет Дмитрий Жирнов.

О том, сколько зарабатывали маркетологи в торговле в прошлом году, читайте здесь.



Впрочем, призрачная надежда все же есть. В течение прошлого года самую высокую динамику прироста показывали ИТ, ретейл и финансы, отмечают в hh.ru. Ирина Жильникова не исключает, что и в 2020 году возможен рост зарплатных предложений для работников из разных профобластей розницы, в том числе и логистов. Другое дело, что этот прирост будет небольшой, до 5%.