Маркетолог — одна из ключевых позиций в розничных сетях, так как это работа с потребителями, замечает Татьяна Долякова, генеральный директор агентства по подбору персонала ProPersonnel. По данным hh.ru, около 15% вакансий в сфере маркетинга, рекламы, PR в 2019 году были размещены работодателями, представляющими торговлю. По словам Ирины Жильниковой, представителя HeadHunter по Северо-Западу, больше всего на открытом рынке труда сейчас директоров по маркетингу и PR (11,4 резюме на вакансию), контент-менеджеров (6,9) и SMM-менеджеров (5,1), а вот SEO-маркетологов/digital-маркетологов, интернет-маркетологов и e-mail-маркетологов работодателям остро не хватает — на одно вакантное место в среднем приходится всего один-два кандидата.

Доход маркетологов складывается обычно из оклада и бонусов. «Сегодня работодатели все чаще стараются мотивировать сотрудников на достижение KPI, поощряя их премиями по результатам проекта, — уточняет Юлия Хахалкина, консультант по подбору персонала ANCOR Consumer Goods международной компании АНКОР, и добавляет: — Работодатель может выплатить квартальный бонус в размере 1-2-месячных окладов». По мнению Павла Лапинского, старшего консультанта практики Sales&Marketing Kelly Services CIS, все-таки квартальные, полугодовые бонусы встречаются редко. В большинстве случаев, когда речь идет о поощрениях, подразумеваются выплаты по итогам года. При этом, по его словам, доход рядовых специалистов может и не содержать бонусов и премий. Годовые премии чаще начисляются руководителям маркетинговых подразделений, добавляет Татьяна Долякова.

Выгодные сферы
Безусловно, на итоговый заработок маркетолога влияет специализация розничной сети, в которой он работает, уверена Юлия Хахалкина. «В компаниях lux- и fashion-сегментов уровень заработных плат всегда был и остается выше, чем в food retail. Однако и требования к кандидатам в продуктовой рознице обычно не такие высокие, а значит, конкурс на вакансию меньше», — поясняет она. А вот Павел Лапинский замечает, что доход больше зависит от масштаба бизнеса розничной сети и понимания руководства, какую пользу может принести маркетинг как таковой.

Еще одним немаловажным фактором, от которого зависит уровень дохода маркетолога, Ирина Жильникова называет сферу, в которой специализируется маркетолог. Так, специалистам в области digital-маркетинга — таргетологам, SEO-маркетологам/digital-маркетологам, интернет-маркетологам работодатели готовы предложить больше, чем тем же специалистам по связям с общественностью или рекламщикам. Для сравнения Ирина Жильникова приводит пример с интернет-маркетологом. Так, по данным из вакансий, размещенных на hh.ru в 2017-2018 годах, такой специалист в Москве в среднем мог получать 76,9 тыс. рублей в месяц, в Петербурге — 59,6 тыс., в регионах — 41 тыс. рублей, средняя же зарплата столичного контент-менеджера составляла 45,5 тыс. рублей в месяц, петербургского — 35,9 тыс., регионального — 24,9 тыс. Юлия Хахалкина добавляет, что среди маркетологов одни из самых высоких зарплат у бренд-менеджеров, менеджеров в e-commerce. «Зарплатный потолок определить довольно сложно, — говорит она, — потому что доход зависит от уровня позиции, бренда компании и проектов, в которых сотрудник может быть задействован. Например, в крупных компаниях руководители направления e-commerce, в зоне ответственности которых находится вся сеть на территории страны, могут зарабатывают до 800 тыс. рублей ежемесячно с учетом премиальных составляющих».

Оказывает влияние и опыт работы. По словам Татьяны Доляковой, начинающему маркетологу могут предложить 25-35 тыс. рублей в месяц. Доход опытных специалистов составляет 100-150 тыс. рублей (трейд-маркетологи), руководителей среднего звена — 120-200 тыс. рублей, директоров по маркетингу — 250-350 тыс. рублей. Основные требования к соискателям на позицию маркетолога в последнее время сводятся к трем составляющим, говорит Юлия Хахалкина. «Во-первых, скорость реакции и ориентированность на результат — в рознице все процессы протекают очень быстро, поэтому необходимо молниеносно реагировать на изменения, не упуская деталей, и всегда помнить о сроках, — перечисляет она. — Во-вторых, digital-опыт и digital-мышление — в современном мире от этого никуда не уйти. Большая часть розничного бизнеса сейчас переходит в online-среду, поэтому маркетологам необходимо как можно больше времени уделять отслеживанию тенденций на рынке, чтобы иметь конкурентное преимущество перед другими претендентами на вакансию. И, наконец, знание английского языка — например, может потребоваться для выстраивания партнерских отношений с иностранными брендами. Хороший уровень владения английским языком повышает шансы на трудоустройство, открывает новые возможности на рынке труда».



Маркетолог на миллион
По оценке Павла Лапинского, максимальный доход руководителя отдела маркетинга в столице может превышать 1 млн рублей в месяц. От кандидатов, претендующих на такую высокооплачиваемую должность, как правило, и требуется немало. По словам Павла Лапинского, чаще всего речь идет о солидном опыте работы в маркетинге и в аналогичной должности, например, 10 лет в маркетинге и 3 года в должности директора по маркетингу. «Учитывается опыт управления командой, знание всех маркетинговых блоков — от исследований до коммуникаций, также могут обращать внимание на глубинные знания конкретных блоков, — рассказывает Павел Лапинский. — От кандидатов нужны стратегическое видение, аналитический склад ума, харизматичность и лидерские навыки; подтвержденные результаты деятельности на предыдущих местах работы; английский язык (для западных компаний, но также встречается и у российских). Остальные требования зависят от конкретных задач, которые должен решить будущий сотрудник».

Расслоение
По-прежнему сохраняется и разница в доходах маркетологов, работающих в мегаполисах, и региональных специалистов. «Если проанализировать средние зарплатные показатели в вакансиях для маркетологов без учета специализации и уровня позиции, то в начале 2019 года самые высокие заработные платы предлагали московские, петербургские и екатеринбургские компании — 70 тыс., 55 тыс. и 45 тыс. рублей в месяц соответственно, — говорит Ирина Жильникова. — Нижние позиции в рейтинге заработных плат среди городов-миллионников занимают Омск, Волгоград и Уфа. Среднее предложение для маркетологов в этих регионах составляет от 30 тыс. до 32 тыс. рублей». Соглашаясь, что в Москве средний доход кандидатов значительно выше, чем в регионах, Павел Лапинский тем не менее замечает, что все чаще появляются региональные компании, готовые платить конкурентные с Москвой заработные платы. «Однако если сравнивать динамику роста заработных плат на топовых позициях в маркетинге, то разрыв скорее увеличивается», — говорит эксперт.