При этом доля онлайн-ретейла все еще не превышает 6% в общем объеме рынка складов высокого класса. Суммарно с 2013 года по настоящее время занимаемая онлайн-торговцами площадь складов в регионе выросла со 180 тыс. до 700 тыс. м2, сообщили аналитики CBRE.

Как развитие интернет-ретейла меняет индустрию логистики, читайте здесь.



Лидерами среди пользователей складов являются продуктовые сети. За 6 лет площади, которые они занимают в логистических комплексах столичного региона, увеличились в 2,3 раза. Прирост занимаемых этим сегментом площадей составил 1 млн м2. Эксперты связывают это с ростом доли продуктов питания в структуре расходов населения (в 2019 году доля расходов москвичей на продукты для домашнего питания составила 26,8%, тогда как в 2013 году было 20,8%), а также с переходом крупных продуктовых сетей, которые ранее арендовали складские площади у логистических операторов, на прямую аренду или владение. Среднегодовой темп роста в сегменте составил 16,3%.



Вторыми в структуре занимаемых складских помещений по-прежнему остаются логистические операторы (22%). За 6 лет занимаемые ими площади увеличились с 1,6 млн до 2,6 млн м2. Таким образом, среднегодовой темп роста в сегменте составил 8%.



Аналитики CBRE отмечают, что логистические операторы уже не занимают большие площади «впрок» с расчетом на потенциальных клиентов, а берут новые склады под уже подписанные контракты. При этом запросов на аутсорсинг логистики не так много в сравнении с докризисным периодом, поскольку многие крупные клиенты логистических операторов переходят на прямую аренду. Логистические компании вынуждены адаптироваться к такой тенденции и готовы обслуживать клиентов на их площадях.

Как складская инфраструктура развивается в регионах, читайте здесь.



На третьем месте в структуре занимаемых складских площадей находятся дистрибьюторы с 15% (1,8 млн м2). Среднегодовой прирост в сегменте оценивается на уровне 12,1%. Основу прироста сформировали компании, которые брали складские площади под собственные нужды впервые. На долю таких заказчиков пришлось 63% всех площадей в этой категории. Заметно нарастили свою долю компании, работающие с автозапчастями. Сегмент бытовой техники и электроники, напротив, рос медленно, отражая негативные тренды в розничных продажах этой товарной группы, отмечают в CBRE.

Замыкают четверку основных потребителей складов производители с результатом 12% (1,4 млн м2). Среднегодовой рост в сегменте находится на уровне 15,3%. Среди производителей самыми крупными игроками стали такие сегменты, как продукты питания, товары народного потребления и производители автокомпонентов.

Складская недвижимость в Московском регионе – это не только логистические парки за МКАД. Прошедший год ознаменовался ростом востребованности объектов внутри Москвы. Основными потребителями складов в городе выступают онлайн-ретейлеры и обслуживающие их логистические операторы. Формат этих объектов существенно отличается от стандартных складов, в частности 2-х этажной конструкцией здания с доступом для грузового транспорта на верхний этаж.

В ответ на спрос в пределах МКАД девелоперы запускают новые проекты в черте города. На данный момент уже анонсировано строительство 2-х таких комплексов – PNK Парк Медведково (100 тыс. м2) и PNK Парк МКАД-М4 (120 тыс. м2) на юге Москвы. В течение следующих 3 лет на рынок городских складов в Москве может выйти до 500 тыс. м2 новых площадей.

В 2020 году показатель спроса будет сохраняться на текущем уровне в 1,2-1,4 млн м2, но в его структуре будет происходить изменения: сделок про предварительным договорам будет больше, а аренда и покупка готовых площадей в основном будет относится ко вторичном рынку.

Несмотря на небольшую долю онлайн-ретейла в структуре занимаемых складских помещений (6%), этот сегмент является самым быстрорастущим. Среднегодовой рост в сегменте оценивается на уровне 25%. Такой темп роста обеспечивается активным развитием интернет-торговли. В 2020 году мы ожидаем дальнейшего роста спроса на складские площади со стороны этой категории потребителей. И это только начало: развитие крупнейших игроков онлайн-торговли, а также масштабных логистических проектов в этой сфере приведёт к дальнейшему росту активности на региональных складских рынках – 1,5 млн м2 складских площадей понадобится для развития интернет торговли в регионах России в ближайшие 3 года.

Мы наблюдаем постепенное смещение интереса ключевых потребителей складских площадей из Москвы в другие регионы России. В ключевых с точки зрения логистики городах растут как общие объемы сделок, так и их величина. В Петербурге, например, мы наблюдаем постепенный рост запросов со стороны онлайн-ретейла, крупные сделки в этом сегменте можно ожидать уже в этом году. Также интернет-торговля дала импульс к развитию логистических компаний. Спрос со стороны таких игроков составляет около 45%. В этом году активизировались масштабные логистические проекты, такие как «Почта России» и «Сбер-Логистика».