Давайте представим себе весьма правдоподобную ситуацию: пандемия замедлила свой рост, а потребители и рынки адаптировались к текущей реальности. Рестораны стали достаточно эффективно работать навынос, онлайн-торговля работает регулярно, и все ограничения, встреченные шоком в марте-апреле, стали новой нормой. Спрос и предложение сбалансировались, как и курсы валют. Наступила относительная и предсказуемая стабильность. Но что начнет происходить тогда, когда ограничения начнут снимать?

Эффект накопленного отложенного спроса начнет работать, но на фоне снизившихся доходов и явно выросших цен. Что обернется для бизнеса новой волной потребительской экономии. Например, за счет сокращения онлайн-покупок и посещения ресторанов потребители будут собирать деньги на путешествия за пределы России. Цены на которые по отношению к доходам вырастут весьма существенно, не говоря уже о новых правилах перелетов и проживания, еще более поднимающих стоимость поездки. В обычных условиях кризисов, к которым россиянам не привыкать, потребители просто сокращали расходы на отдых, компенсируя их более частыми посещениями ресторанов. Но сейчас ситуация иная, и чаша весов, вполне вероятно, сместится в пользу туризма.

Это, конечно, предположение. Но очень часто мы сфокусированы на решении текущей проблемы — что правильно. Но порой ее блестящее решение приводит к полному провалу сразу, когда ситуация исправляется. Каждый раз появляются те, кто удачно прошел кризис, но ушел в небытие сразу после него. И пандемия не станет исключением: всё то, что сформировалось как привычка во время болезни, подвергнется ревизии и пересмотру после снятия ограничений. А сопутствующее изменение возможностей сделает такой пересмотр вероятным почти на 100%.

Будет это через полгода или через полтора — не так и важно. Важно понимать, какие действия вы будете предпринимать, чтобы не просто выжить в кризис, а выжить после него. И дело будет не в смене привычек. «Жизнь никогда не станет прежней» в силу банальной недоступности той самой прежней жизни. И подъем одного рынка будет неизбежно сопровождаться падением другого. Никакого прилива, который поднимает все лодки. Только волны.

Конечно, и подобные волнения стихнут. И начнется рост. Но до этого момента еще достаточно далеко. Поэтому и стоит сейчас начинать думать не только о сегодня, но и о завтра и послезавтра. Об этом, конечно, стоит думать всегда. Но разговоры о будущем не были особо в почете до пандемии, сейчас они несут в себе не абстрактный, а крайне прикладной практический смысл. И задуматься о том, как изменится ваш бизнес после снятия ограничений и открытия границ в контексте снижения доходов и роста цен, может быть невероятно утилитарно. Прямо сегодня.

Другие колонки Сергея Славинского