Вторая волна коронавируса стала реальностью. К утру 9 октября в России зарегистрировали свыше 12 тыс. новых случаев коронавирусной инфекции — рекордный суточный прирост с начала пандемии. Кремль не исключает обсуждения новых ограничений в стране. Первые ласточки уже есть — так, столичные компании обязали перевести на удаленную работу не менее 30% сотрудников, школьникам продлили каникулы. Продавцы одежды и обуви уверены, что это не предел, но надеются, что весенний локдаун не повторится. Финансовых ресурсов пережить вторую волну у fashion-ретейла не остается — к ковиду прибавились падение покупательной способности и ослабление курса рубля.

Локдауна не ждем
По мнению опрошенных MarketMedia fashion-ретейлеров, новая волна коронавируса в любом случае привнесет в их работу новые ограничения, но до закрытия торговых центров дойти не должно. Так, генеральный директор Finn Flare Ксения Рясова указывает на то, что очень у многих жителей страны уже есть антитела к новой инфекции, а магазины одежды гораздо менее заполнены людьми, чем продуктовые. «Так что непонятно, зачем их и в первую волну закрывали», — поясняет она. В Inventive Retail Group тоже не ждут закрытия торговых комплексов, но к резкому увеличению спроса в онлайн готовы и продолжают активно наращивать интернет-продажи.
«Сейчас кажется, что все-таки такого массового закрытия не будет. Скорее закрытие отдельных магазинов после проверок Роспотребнадзора будет более масштабным и дойдет до уровня закрытия отдельных ТЦ», — предполагает коммерческий директор сети магазинов Baon Анна Сироткина. Рассуждая о возможном закрытии торговых комплексов, она обращает внимание еще и на сезонный фактор — закрытие розницы в зимний сезон выглядит существенно более драматично для розницы, чем в весенне-летний.
«Мне кажется, решение перевести 30% сотрудников на удаленку не последнее ограничение, будут новые, — считает совладелец I AM Studio Олег Воронин. — С другой стороны, уже понятно, что вирус не настолько сильно передается через поверхности, например, нет запрета на пользование транспортом. На мой взгляд, осенью нам стоит ждать серьезных ограничений, но локдауна не должно быть».

Готовность номер два
Ко второй волне коронавируса российские fashion-ретейлеры оказались, с одной стороны, более подготовленными — враг уже известен. «Весной все происходило в экстренном порядке, мы, как и остальные компании, впервые столкнулись с подобными ограничительными мерами, поэтому у нас не было готового алгоритма действий, все нужно было вырабатывать на ходу», — рассуждает представитель группы компаний «Обувь России» Наталья Паули. Сейчас в компании уже есть понимание, как нужно действовать, отлажены механизмы удаленной работы сотрудников офиса, дистанционного обучения и т.д., есть необходимые запасы масок, обеззараживающих средств, магазины оснащены бактерицидными лампами.
Готовясь ко второй волне, многие сети уже начали переговоры с партнерами и провели оптимизацию по всем фронтам. Например, Finn Flare договорилась со многими торгово-развлекательными комплексами о скидках на аренду и оплату из расчета определенного процента от товарооборота. Помимо этого, компания сократила осенне-зимнюю коллекцию и закрыла 3-4 убыточных магазинов.
«Обувь России» тоже провела плановую оптимизацию торговой сети и закрыла наименее рентабельные магазины. В некоторых регионах компания уже начинает переводить на удаленную работу персонал офиса. Еще ретейлер расширяет ассортимент и развивает партнерские пункты выдачи онлайн-заказов на базе своих магазинов, чтобы избежать падения трафика в них.
Ставка на онлайн в первую волну стала для fashion-ретейлеров одним из самых важных решений для бизнеса, многие делились высокими результатами продаж на маркетплейсах. Но панацеей онлайн-канал не станет, считают игроки рынка. «Есть понимание, что онлайн развивается и будет развиваться и расти. Есть понимание, что розница в текущей ситуации — самый рисковый канал продаж: есть продажи или нет, а аренда капает, — рассуждает Анна Сироткина. — Но есть понимание, что бренд работает в синергии с физическим и онлайн-присутствием. Наша задача — найти этот баланс».
Но если собственную розницу и свой интернет-магазин ретейлер может самостоятельно контролировать, то с маркетплейсами ситуация иная. «Там постоянно какие-то изменения, мы просто вынуждены подписывать очередные договоры-оферты. Что-то нас радует, что-то нет, но это не наш инструмент, мы им лишь пользуемся», — поясняет топ-менеджер.
Денег на одежду нет
С другой стороны, вторую волну коронавируса будет пережить тяжелее из-за кризиса. Финансовой подушки у ретейлеров не осталось, а готовность потребителей тратить деньги вызывает большие вопросы. К тому же, если снова люди останутся дома, им вряд ли понадобится верхняя одежда, офисная одежда, да и вообще в принципе обновление гардероба.
По мнению топ-менеджера одной из российских сетей магазинов одежды, не стоит говорить, что сейчас бизнес более подготовлен к коронавирусу. Скорее наоборот, ведь продажи не вернулись на доковидный уровень. «Мне кажется, ситуация для нас сейчас окажется сложнее, чем была весной. Плюс помимо коронавируса на продажи будет влиять падение покупательной способности и ослабление рубля. Это как во время боя — после первого удара себя чувствуешь все-таки лучше, чем после второго, сначала еще свежесть была, а потом ресурсов не остается», — сравнивает собеседник MarketMedia.
С ним согласен Олег Воронин. Покупатели стали более вдумчивыми, осторожными, меньше тратят денег на новые вещи, и такая тенденция наверняка сохранится до Нового года. «Когда летом многие радовались, что все закончилось, я говорил, что впереди у нас еще хватит проблем, — уверен Олег Воронин. — Нужно понимать: у нас не будет возможности оптимизировать свою деятельность, как весной, за счет договоренностей по аренде и временного снижения заработной платы, все издержки лягут на бизнес в полной мере. Но при этом покупательная способность будет ниже, чем весной».
Портит финансовые отчеты ретейлеров и теплая осень. По словам Анны Сироткиной, во второй половине сентября трафик и, соответственно, выручка пошли вниз. Помимо нагнетания обстановки с коронавирусом на это повлиял отложенный сезон — в Москве и Петербурге стоит аномально теплая погода, когда больше хочется гулять в парках, чем ходить по торговым центрам. «Думаю, падение трафика и выручки относительно уровня прошлого года в ближайшее время продолжится, — ожидает она. — Падение уровня доходов и рост безработицы тоже неизбежны. Мы, например, обычно в октябре практически удваивали штат продавцов из-за роста спроса и трафика. А сейчас такой необходимости нет, поэтому просто не добираем сотрудников. Думаю, что так во многих бизнесах».