2020 – год, который заставил многих не просто задуматься, но и активно действовать для того, чтобы повысить устойчивость бизнеса. Недавняя новость про «Обувь России» очень вписывается в это утверждение. (На этой неделе компания объявила о смене позиционирования и названия, теперь «Обувь России» будет работать под брендом OR Group, компания выйдет за пределы fashion-сегмента, к 2025 году более 60% ее выручки должно приходиться на товары для дома, бытовую технику и продукты питания – Ред).

Как «Обувь России» стала офлайн-маркетплейсом



«Обувь России» говорит, что уже около 30% их оборота составляют иные категории, а цель довести их до 60%. На фоне того, что в fashion-сегменте существенной динамики роста в ближайшее будущее никто не ждет, данное утверждение выглядит вполне реальным. А вот насколько маржинальным будет это новое направление, более сложный вопрос. Есть риск, что уход от fashion-позиционирования в универсальность ударит по их пока основному бизнесу, покупатели могут перестать ценить бренд. С другой стороны, компания работает в массовом сегменте, этот фактор может их обезопасить. Но ретейлеру придётся инвестировать в маркетинг, чтобы донести свою идею до покупателя, а также в дизайн торгового пространства и сайта.

Что касается категорий, про которые говорит «Обувь России» - товаров для дома, бытовой техники, то это очень востребованные категории в период пандемии. Люди находятся много времени дома, обустраивают свой быт, делают то, что давно планировали сделать в квартирах, загородных домах. Насколько устойчив этот тренд покажет время, но фокус на свое жилище, думаю, достаточно устойчив. Раньше работа целыми днями в офисе, усталость после работы приводили к тому, что мы часто питались вне дома. Сейчас все изменилось, поэтому и кухонная бытовая техника, и различные товары для кухни тоже пользуются повышенным спросом.

При этом «Обуви России» вообще-то ещё есть куда расти и развиваться в своем собственном сегменте. Конкуренция на рынке обуви в принципе меньше, чем среди fashion-ретейлеров. Поэтому перепрофилирование и новое название вряд ли должно означать остановку развития основного направления.

«Обувь России» пытается создать свой маркетплейс. Это очень сложная задача, но при грамотном подходе вполне перспективная, хоть и требует очень существенных вложений в технологии и компетенции. Изменение названия с ГК «Обувь России» на OR Group тоже понятно и следует из изменений стратегии развития. Остается только пожелать успехов на пути изменений.

Интервью главы ГК «Обуви России» Антона Иванова



Нужно понимать, что fashion переживает не самые легкие времена, а fashion-ретейлу и того сложнее. Несколько месяцев весны и лета магазины были полностью закрыты. После открытия магазинов первый всплеск и отложенный спрос снова сменились на ограничения, растущую статистику зараженных, приводящих к неминуемой реакции покупателей в виде сокращения и изменения спроса. Больше всего опасаемся полного закрытия ТЦ. Что такое выручка розницы, равная нолю, тоже уже знаем. Чем больше люди остаются дома, тем меньше им нужно обновление гардероба.

Мы видим, что сейчас максимум усилий бренды направляют на онлайн. Однако он не покрывает потерь розницы. Понимаем, что дальнейшее падение уровня доходов и рост безработицы неизбежны. Мы, например, обычно в октябре-ноябре практически удваивали штат продавцов из-за роста спроса и роста трафиков. А сейчас такой необходимости нет, поэтому просто не добираем сотрудников. Думаю, что так во многих бизнесах. Многие процессы внутри компании за время пандемии мы пересмотрели и продолжаем еще начатые изменения. Если рассматривать два блока – производство и продажи, то в них, наверное, у BAON самые существенные изменения.

Факторы, подорвавшие нормальный ход выстроенных процессов:
• остановка фабрик,
• срыв сроков логистики,
• закрытие границ,
• закрытие розницы,
• смещение спроса в сторону онлайн,
• изменение структуры спроса.

Непонимание дальнейшей динамики продаж и смещение спроса в сторону онлайна приводит к необходимости расширять ассортимент и уменьшать количество отшиваемых моделей, приходящихся на каждый цвет. Приходится искать возможности в этом направлении – это и новые ассортиментные группы, и новые поставщики. И даже абсолютно новые категории, чтобы диверсифицировать бизнес.

Что касается продаж в fashion-сегменте, то тут пока все сложно. Есть понимание, что онлайн развивается и будет расти дальше. Есть понимание, что розница в текущей ситуации самый рисковый канал продаж – есть продажи или нет, а аренда капает. Плюс не понятно, что со второй, третьей волной, а это прямое влияние на трафик, или совсем его отсутствие в случае закрытия даже отдельных торговых центров. Но есть понимание, что бренд работает в синергии с физическим и онлайн присутствием. Вот наша задача найти этот баланс. При этом свою розницу и свой интернет-магазин мы сами контролируем, а вот маркетплейсы - нет. Там постоянно какие-то изменения, мы просто вынуждены подписывать очередные договора-оферты. Что-то нас радует, что-то нет, но это не наш инструмент, мы им лишь пользуемся.

Топ-10 продавцов обуви в России