Время пандемии — это время переосмысления вообще для всего российского бизнеса. Пока наши магазины не работали, мы соблюдали карантинные меры в тех регионах, в которых они были предписаны, мы оценили, насколько колоссальная разница между офлайн- и онлайн-торговлей. За это время приняли много важных стратегических решений для компании.


Справка

«Обувь России» — федеральная компания fashion-рынка, основана в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. Основной бренд группы — сеть Westfalika, а также сети «Пешеход», Emilia Estra, Rossita, Lisette. Кроме того, компания производит и продает продукцию под брендами S-TEP и all.go (в формате shop-in-shop). На данный момент группа компаний управляет сетью из 859 магазинов по всей России. Общая торговая площадь собственных магазинов — 57,9 тыс. м2. Выручка компании в 2019 году составила 13,7 млрд рублей. В 2017 году группа вышла на IPO на Московской бирже, разместив акции в объеме 5,9 млрд рублей и став первой публичной компанией в российском fashion-ретейле. Почти за 3 года изменилась структура акционеров компании: если в первичном размещении компании в основном участвовали европейские финансовые институты, то сейчас уже более 18% акционерного капитала приходится на индивидуальных инвесторов, количество которых превышает 14 тыс.


За прошедшие 3 года мы удвоили нашу сеть, целью было в том числе расширение географии. Мы эту стратегию реализовали, и встал вопрос, как будем развиваться дальше. В 2019 году решили, что необходимо менять формат, расширять рамки бизнеса и выходить за пределы обувного ретейла. Причин несколько: консолидация fashion-рынка, причем достаточно нетипичная по сравнению с тем, как консолидировался рынок электроники или сотовый ретейл, где крупные игроки заняли основную долю рынка. На fashion-рынке все по-другому работает, большая диверсификация не только с точки зрения разных ценовых ниш, но и дизайна и бренда. Fashion-рынок прошел консолидацию достаточно быстро, за 2018-2019 годы. При этом консолидация шла на онлайн-площадках, таких как Wildberries, Ozon и Lamoda. Онлайн-игроки смогли консолидировать рынок за счет своей инфраструктуры и сервиса.


Топ-10 обувных сетей России смотри здесь



Мы в прошлом году стали прорабатывать дальнейшие пути развития, как нам работать, и решили, что наша задача — интегрироваться в онлайн-пространство. Еще в конце 2018 года мы запустили сервис-пункт выдачи заказов, ПВЗ на базе магазинов. Это направление здорово росло и вышло на объем 100 тыс. посылок в месяц. Следующая задача — удвоить объемы. До конца этого года мы выйдем на уровень 200 тыс. посылок в месяц. Это тот объем посылок, который мы выдаем через наши магазины, мы работаем сейчас с восемью крупными операторами. В том числе в партнерстве с «Почтой России» и со «Сберлогистикой».

Мы расширяем сервисные составляющие. Наши магазины далеко ушли от классического fashion-формата, в них все товары продаются в рассрочку. Это наш уникальный инструмент. Также есть большой набор финансовых сервисов, которые предоставляются в магазинах: займы, выдача карт MasterCard и МИР, которые мы сами процессим, продажа страховых продуктов. Следующий шаг — перевод наших классических магазинов в формат офлайн-маркетплейса. Мы сейчас в процессе его реализации, назвали этот проект «Продаем», сделали специальную платформу для поставщиков в первую очередь товаров из категорий, которыми раньше не занимались: аксессуары, посуда, детские товары. Эти товары ориентированы на нашу целевую аудиторию, в первую очередь женскую, 90% покупателей в наших магазинах — это женщины. Изначально эти товары мы предлагали в прикассовых зонах, сейчас расширили площадь этих отделов. Это формат офлайн-маркетплейса, когда мы предоставляем нашим поставщикам возможность управлять товарной категорий, даем отслеживать реализацию, остатки, принимать решения по скидкам и ценообразованию. Этот проект у нас хорошо стартовал. Сейчас с нами заключили договоры более 600 поставщиков и маркетплейс уже приносит 36% от всех наших розничных продаж. И он очень хорошо растет.


Как коронавирус подстегнул продажи обуви читайте здесь



Компания планирует увеличить капитал — произвести размещение до 25% акций, пока ведем подготовительную работу (в августе «Обувь России» объявила о планах по допэмиссии акций в объеме 2,8 млрд рублей. — Ред.). Новые деньги, дополнительный капитал нужны на реализацию новой стратегии, на то, что мы уже протестировали и готовы презентовать рынку. Направления, в которых мы планируем развиваться: большая интеграция офлайна и онлайна, развитие офлайн-маркетплейса и перевод магазинов в универсальный формат. Мы не будем в чистом виде оставаться игроком fashion-ретейла.

Мы видим огромный потенциал в рынке онлайн-торговли и маркетплейсов. Формат, который мы разрабатываем, уникальный для России, он дает возможность увидеть и потрогать товар перед покупкой, чего не предоставляет классическая онлайн-торговля. В мире такой формат существует, есть бразильская компания Mercado, которая входит в тройку маркетплейсов Бразилии после Alibaba и Amazon. Самый крупный национальный игрок, розничные магазины которого интегрировались в маркетплейс. Это примерно то направление, в котором мы планируем развиваться.

 

Из выступления на конференции «Ведомостей» «Ретейл в России»