В России снова локдаун. На этой неделе начинаются, так называемые, нерабочие дни: с 30 октября по всей стране, со вчерашнего дня в Москве. А в некоторых регионах этот режим вступил в силу еще в понедельник. В Москве и Петербурге будут работать только продовольственные магазины, аптеки, прививочные пункты и некоторые другие организации. MarketMedia разбирался, как бизнес готовится к локдауну и перестраивает свои бизнес-процессы: каким образом минимизируют потери компании, которые не смогут работать в локдаун или их работа будет возможна в ограниченном режиме и как изменится спрос на услуги тех, кого ограничения не коснутся.
Не магазин, а пункт выдачи
В первую очередь, ограничения коснутся торговых сетей, которые торгуют непродовольственными товарами, если у них в ассортименте нет товаров первой необходимости. Некоторые ретейлеры планируют работать как пункты выдачи заказов, но признают, что даже эта мера не поможет компенсировать предстоящих убытков.
Так, в сети магазинов «Леонардо» прогнозируют падение продаж до 98%.
У компании крайне низкая доля онлайн-покупок, это общеевропейская ситуация, объясняет директор по развитию «Леонардо» Борис Кац. Сейчас ретейлер ведет переговоры с ТРЦ про частичное открытие в режиме ПВЗ.
Сеть магазинов Baon, готовясь к локдауну, предпринимает различные меры и делит их на две группы – срезание костов и максимизация выручки. «С первым пунктом про затраты все очень сложно – ТЦ отказывают в скидках, предлагают работать в качестве ПВЗ, что нам ровно ничего не даст, потому что это принесет микро продажи. Но переговоры продолжаем, рассчитываем добиться справедливости. Зарплаты надо платить, тут без возможности сокращения затрат», – делится Анна Сироткина, коммерческий директор Baon. Что касается второй группы мер, ретейлер старается максимизировать продажи в онлайн. Например, занимается дополнительными отгрузками на маркетплейсы и выстраивает процессы для собственного интернет-магазина с возможностью продажи товара с полок закрытых магазинов. А также планирует маркетинговые акции и их продвижение в онлайне.
Неделя супер шопинга
Многие ретейлеры решили компенсировать будущий спад продаж в локдаун акциями и распродажами на этой неделе. И не зря. Готовясь к неделе без шопинга, покупатели рванули в торговые центры и закупились впрок. Так, по данным «Коммерсанта», анонсированные властями Москвы и Подмосковья ограничения на работу торговых центров, магазинов, ресторанов и развлекательных заведений спровоцировали рост покупательского спроса. Посещаемость объектов относительно докризисных значений выросла на 7–10%, оборот — на 18–40%.
В «М.Видео-Эльдорадо» видят рост целевого трафика и двузначный рост продаж как к прошлому году, так и к средним данным по результатам уикендов за последний месяц. Ретейлер запустил распродажу «Чёрная пятница» со скидками до 50% с 21 октября, на неделю раньше, чем планировал. С введением ограничений «М.Видео» и «Эльдорадо» продолжат работу с фокусом на онлайн-операции, магазины будут работать в форматах, соответствующих локальным ограничениям. Другими словами, в зависимости от ограничений в конкретном регионе магазины будут работать как пункты выдачи онлайн-заказов или мини-склады (т.е. у клиентов не будет доступа в магазин, но доставку товаров из этого магазина компания осуществлять сможет). Плюс ретейлер усилил мощности курьерской доставки и экспресс-доставки, рассказал MarketMedia представитель торговой сети.
Магазины сети «Дочки-Сыночки» в период нерабочей недели продолжат работу в штатном режиме, так как торгуют товарами первой необходимости. Несмотря на это, ретейлер усилил маркетинговые активности на этой неделе, проводит акции «три по цене двух», продает часть товаров со скидками 25% и т.д. В ADAMAS тоже делают ставку на акции и распродажи, в период локдауна торговая сеть усилит курьерские службы доставки (как внутренние резервы, так и партнеров), при необходимости будет увеличивать ставки курьеров, чтобы в период нерабочей недели клиенты могли оформить доставку украшений на дом.
Сидеть дома и делать заказы
Рестораны в период локдауна будут закрыты, поэтому общепит планирует сконцентрироваться на доставке, самовывозе и активно стимулирует спрос на эти услуги. Как пишут «Известия», по прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), спрос на готовую еду подскочит на 10–20%. В холдинге «Росинтер Ресторантс» перераспределяют зоны доставки ресторанов в Москве и проводят ротацию сотрудников для облуживания доставки, работают над оптимизацией меню для доставки и ведут переговоры с арендодателями о пересмотре условий аренды на время ограничений.
Сеть ресторанов «Тануки» тоже делает ставку на доставку, а также на самовывоз. «У нас большая отработанная сеть доставки, и в начале пандемии удалось ее значительно улучшить, – рассказывает Станислав Колосков, глава отдела маркетинга Tanuki Family, – Сейчас, когда власти сочли необходимым снова объявить нерабочие дни, мы решили сделать нашим гостям выгодные предложения на заказы с собой. Теперь цены позиций в меню будут ниже на четверть при самовывозе. Мы рассчитываем, что люди, живущие по соседству с ресторанами, будут просто забирать еду во время прогулки. При этом нагрузка на курьерскую службу не увеличится». Кроме того, те, кто захотят воспользоваться самовывозом, смогут получить дополнительную скидку на будущие заказы в залах ресторанов.
Дополнительно среди клиентов, которые будут пользоваться самовывозом, «Тануки» будет разыгрывать смартфоны.
В последний день перед закрытием ресторанов компания также провели акцию: гости могли получить каждую вторую порцию суши бесплатно.
Рассчитывают на рост продаж также агрегаторы и сервисы по доставке готовой еды. В Delivery Club уже зафиксировали за последние несколько недель рост спроса на доставку готовой еды, продуктов и заказов навынос. К примеру, за 18-24 октября количество take away-заказов выросло почти на 20% по сравнению с 20-26 сентября. Интересно, что сейчас россияне заказывают еду навынос почти в 2,5 раза чаще, чем в июле, когда во время ограничений на работу общепита сервис фиксировал аномальный рост интереса к таким заказам. Количество заявок от ресторанов на подключение к Delivery Club на прошлой неделе выросло на 60% по сравнению с 11-17 октября. «Главное, что мы сейчас можем дать ресторанам — ещё большее количество заказов на доставку и навынос. Мы постоянно инвестируем в привлечение новых пользователей, на этой неделе запустим ряд дополнительных мер, направленных на стимулирование спроса», – рассказали в компании.
Александр Якимец директор по маркетингу и продукту онлайн-платформы Chibbis ожидает, что спрос на доставку еды из ресторанов вырастет на 50-60% в будни и не изменится в выходные, таким образом за период локдауна компания рассчитывает получить на 20-25% больше заказов, чем обычно. Готовясь к локдауну в Chibbis увеличили рекламу в соцсетях на 20-30%, чтобы снять сливки от увеличения спроса, подключают в 1,5 раза больше ресторанов-партнеров, чем обычно, чтобы обработать весь спрос и избежать проблем с обработкой и доставкой заказов, а также ускорили переход с поддержки клиентов по телефону на онлайн-чат.
Прогнозирует повышение спроса и сервис по доставке продуктов igooods.
Григорий Кунис, сооснователь и управляющий igooods ожидает, что спрос на доставку вырастет в 2-3 раза на период локдауна.
Поэтому для компании основная подготовка направлена на привлечение дополнительного персонала. «У нас уже есть отработанные бизнес-процессы для быстрого ввода в строй большого количества новых пикеров (сборщиков заказов, — Ред.) и курьеров. Мы их освежаем и задействуем в ближайшие дни. Резкий рост будет краткосрочным, если локдаун не продлиться», – ожидает Григорий Кунис.
Онлайн всегда готов
Пока непродовольственные магазины будут закрыты, желание россиян продолжать совершать покупки и как-то обеспечивать свой досуг и удаленную работу в четырех стенах будут удовлетворять интернет-магазины.
В «СберМегаМаркете» ожидают рост объема заказов в два раза
В преддверии локдауна маркетплейс готовит подборку наиболее актуальных товаров для комфортного времяпрепровождения дома - это категории здоровье, хобби и досуг, спорт и домашняя одежда, ремонт и тд. Компания готовит ряд акционных предложений и скидочных программ по товарам повседневного спроса – продукты питания, бытовая химия и прочее, делится Виктория Фролова, руководитель по коммуникациям маркетплейса «СберМегаМаркет».
Как рассказывают в Ozon, объявленные нерабочие дни пришлись на период сезонных распродаж, поэтому онлайн-ретейлер ожидает рост спроса на все категории товаров. С сегодняшнего дня на Ozon начнется распродажа «Пока все дома», с товарами, которые пригодятся дома – электроника, книги, товары для ухода за собой, продукты питания, спортивный ассортимент и др. Акция также простимулирует продажи предпринимателей площадки, часть из которых потеряет офлайн-канал из-за ограничений.
Судя по спросу неделя к неделе, многие планируют провести время с книгой – например, продажи детективов на Ozon увеличились на 15% с момента объявления нерабочих дней.
В Wildberries не фиксируют ажиотажного роста спроса из-за введения локдауна, так как, в отличие от локдауна весной 2020 года, ретейлеры и предприниматели успели развить свои онлайн-каналы продаж. В то же время в отдельных категориях онлайн-площадка отмечает повышенный спрос, связанный с дистанционной работой из дома. С 21 по 26 октября 2021 года по сравнению с аналогичным периодом в 2020 году продажи ноутбуков и компьютеров на Wildberries увеличились на 121%, оргтехники - на 51%. Спрос на моноблоки увеличился на 332%, жесткие диски - на 286%, мониторы - на 495%. Также очевидно, что свободное время в ноябре кто-то посвятит ремонту в квартирах и дачах.
Спрос на строительные материалы увеличился на 155%, на наборы инструментов - на 104%, на дрели - на 54%.
Интерес к садовым измельчителям вырос на 481%.
Доколе?
Опрошенные MarketMedia игроки рынка не верят, что 7 ноября смогут вернуться к обычному режиму работы и рассматривают все сценарии развития событий. В «Росинтере» разработано несколько вариантов действий в зависимости от сроков и характера вводимых ограничений. Борис Кац уверен, что локдаун продлится дольше и, планируя работу компании в режиме ограничений, рассчитывает на более длительный срок.
С ним соглашается и Анна Сироткина. «Мы очень надеемся, что он завершится 7 ноября, однако понимаем, что в некоторых регионах локдаун продлится и дольше. Угадать сейчас где и на сколько – не реально. Поэтому частично остановили поставки в магазины, начали снова общаться с нашими покупателями с помощью директоров магазинов через различные каналы связи», – резюмирует топ-менеджер.