Уходящий год выдался для фитнеса временем перемен, правда, пока непонятно, судьбоносные они или роковые. Летом 2019 года были приняты поправки в закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где дано определение, что такое фитнес-центры. С одной стороны, это определяет правовой статус объектов, из чего вытекают требования и к формату, и к людям, которые работают в фитнес-центрах. С другой — ничего не сказано об индустрии в целом, хотя она охватывает не только центры, но и клубы, студии. И это вносит непонимание, попадают ли под закон другие форматы фитнеса. «То, что нас увидело государство, имеет как свои плюсы, так и минусы, — комментирует Ольга Киселева, управляющая сетью World Gym в России и возглавляющая российскую Ассоциацию операторов фитнес-индустрии. — На мой взгляд, принятие закона — начало большого пути в развитии взаимодействия с государством. Принятие закона позволяет фитнес-отрасли начать переговоры с органами государственной власти о возможных мерах поддержки развития — субсидировании кредитов, налоговых льготах и т.д. Это может помочь сделать фитнес более доступным для клиентов. И таким образом решить как задачи общества по оздоровлению нации, так и задачи отрасли по развитию».

Эксперты полагают, что регулирование отрасли, где большую часть рынка занимают одиночные клубы (по некоторым оценкам, речь идет о 70% рынка), несомненно, нужно. Как говорит Ольга Киселева, с учетом того, что фитнес — это отрасль, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье, ситуация, когда в общем-то любой человек, кому нравится заниматься спортом или для кого просто привлекателен бизнес в сфере фитнеса, мог открыть клуб, студию, нанять сотрудников без какой-либо квалификации и начать оказывать услуги, — опасна. «Это все равно что разрешить любому желающему открывать медицинский центр или стоматологическую клинику», — приводит сравнение эксперт.

К слову, несмотря на то что времени с момента «обнаружения» государством фитнес-индустрии прошло немного, уже есть первые результаты взаимодействия. Так, разработан законопроект, согласно которому со второй половины 2020 года россияне смогут получать налоговый вычет за фитнес. Впрочем, у отрасли, которая формируется и развивается последние 20 лет, нет иллюзий насчет этих «подарков». В прошлом году российский президент поставил задачу вовлечь к 2024 году в занятия спортом и фитнесом 55% населения. Учитывая, что сегодня, по данным ВЦИОМ, тех, кто тренируется систематически (то есть несколько раз в неделю), 22%, за несколько лет достичь показателей можно, включив в статистику и неучтенные до недавнего времени фитнес-центры.

Еще одним важным для отрасли событием стали закрытия фитнес-объектов. Назвать это чем-то типичным только для этого года — нельзя. Закрывались и раньше, но в этом году их число напугало экспертов. Так, по данным «РБК Исследования рынков», с лета 2018-го по лето 2019-го были закрыты 127 фитнес-центров, 454 студии и зала. Причины фиаско, как ранее выяснил MarketMedia, не только экономические вроде снижения доходов населения, по большей части речь идет об ошибках инвестирования и неграмотном управлении.

О том, почему закрывались фитнес-центры в течение года, читайте здесь.



Более 500 закрытий Ольга Киселева считает серьезным показателем, демонстрирующим необходимость системного подхода как к принятию решения для входа в фитнес-бизнес, так и к управлению этим бизнесом. «Сейчас мы как отрасль проходим первоначальный этап, который прощает непрофессионализм подхода к инвестициям и управлению. Но похоже, этот этап закончился, и большой объем закрытий — это такой период очищения рынка от неэффективных проектов», — говорит она.

Все эти проблемы — как внешние, так и внутренние — ведут к объединению отрасли. С одной стороны, влияние государства приводит к консолидации. «Объединение усилий стало очевидным, чтобы нас услышали и стали с нами считаться как с отраслью. В этой связи возникают цеховые объединения: так возникла Ассоциация операторов фитнес-индустрии», — говорит Ольга Киселева. С другой — консолидации способствует и уход с рынка неэффективных проектов. Сегодня на долю топ-10 игроков приходится 21,7% рынка. Первые пять лидерских позиций по выручке занимают World Class, X-Fit, Alex Fitness, Fitness House и «Территория фитнеса»: они заработали более 20 млрд рублей. По мнению экспертов, вряд ли при сохранении нынешних условий эта расстановка сил изменится в следующем году, чего нельзя сказать о компаниях, входящих в топ-15. Среди них возможна не просто ротация, но и уход с рынка.

О том, как складывается ситуация на рынке фитнес-услуг, читайте здесь.



В принципе непродолжительная история российского фитнеса знает случаи, когда, казалось бы, вполне успешные федеральные сети вдруг практически схлопывались в мгновение ока. В целом же по итогам 2019 года объем рынка фитнес-услуг в России может вырасти на 6,3% по сравнению с 2018-м и составить 132,7 млрд рублей, посчитали аналитики «РБК Исследования рынков».

Детские развлечения
Эксперты индустрии развлечений, опрошенные MarketMedia, особых событий в мире и в России, важных для их отрасли, не вспомнили. Как заметил Павел Ковшаров, совладелец и генеральный директор активити-парка «Zамания», «за этот год критически мало что изменилось». «Появляются незначительные изменения в форматах — возникает больше интерактивных проектов и решений, но ничего прорывного не было. Не было особых прорывов в том числе и из-за кризиса, который продолжает шагать по стране», — считает эксперт. По его словам, пока все ждут открытия в следующем году в Москве тематического парка «Остров Мечты». Несомненно, появление в столице крупнейшего в Европе крытого парка развлечений должно оказать влияние на индустрию.

Репортаж MarketMedia со строительной площадки «Острова Мечты» читайте здесь, а интервью с генеральным директором компании, управляющей парком, Денисом Тетериным — здесь.



По словам Павла Ковшарова, следующий год в сфере развлечений пройдет под флагом трех основных трендов: активити, VR и AR. «Если мы говорим о России, то стоит принять во внимание и появление рестопарков, заточенных на семейную аудиторию, где есть хорошая детская зона развлечений и работают аниматоры. Это будет трендом следующих нескольких лет и в России, и в Европе», — уверен Павел Ковшаров.

В свою очередь вице-президент Ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Игорь Родионов заметил, что к мировым событиям, так или иначе имеющим влияние на отрасль, можно отнести открытие нового тематического аттракциона Hagrid's Magical Creatures Motorbike Adventure в парке «Волшебный мир Гарри Поттера» (парк Universal, Орландо, США) и новой тематической зоны «Звездные воины» в парке Disney Hollywood Studios. По его словам, мировые тематические парки, управляемые крупными транснациональными компаниями, не стоят на месте и продолжают открывать новые аттракционы и обновлять свои парки с целью привлечения большего числа посетителей, так или иначе это окажет влияние и на российский рынок, но не сразу и опосредованно.

Несмотря на то что посещаемость торговых центров с 2014 года упала, по некоторым оценкам, на 20%, именно развлекательные центры, по мнению Павла Ковшарова, привлекают гостей в моллы. «В целом entertainment сейчас наиболее интересная с точки зрения ретейла сфера, куда можно инвестировать свои средства независимо от того, о какой стране идет речь», — отмечает Павел Ковшаров.

Сегодня детские развлекательные центры различных форматов представлены в Москве в 53% качественных торговых центрах, в Петербурге — в 65%. В структуре арендаторов доля развлечений для детей составляет почти треть площади, отданной в торговых центрах под развлечения. Это второе место после лидирующих по доле кинотеатров (43,5%).

Кинотеатры
Опрошенные MarketMedia ведущие игроки российского рынка кинопоказа среди важных для их бизнеса событий назвали в первую очередь вступившие в этом году в силу поправки в ФЗ-54 (введено понятие электронного бланка строгой отчетности) и в ФЗ-93 (с 29 октября кинотеатры начали проверять возраст посетителей). Они несколько усложнили жизнь кинотеатров. «В первом случае при реализации поправок в ФЗ-№54 наши кинотеатры столкнулись с неудобствами в виде дополнительных издержек на разработку программного обеспечения и обучение персонала. И это в не самый простой для индустрии период, — поясняет Алексей Васясин, генеральный директор крупнейшей в России объединенной сети «Кино Окко» («Синема Парк» и «Формула Кино»). — Во втором — мы сталкиваемся с недовольством некоторых гостей, потому что теперь мы вправе при непредъявлении документа, удостоверяющего личность и, следовательно, возраст, отказать в посещении сеанса с регламентируемым возрастным ограничением. То, что зритель увидит в наших кинотеатрах, — наша ответственность».

Не обошлось в этом году и без банкротств его вчерашних лидеров. В начале 2019 года СМИ сообщали, что сеть «Люксор», принадлежащая Игорю Добровольскому и Евгению Ленскому, растеряла большую часть своих активов: одни закрылись, другие перешли под бренды бывших конкурентов. Спустя некоторое время последовали банкротные иски к сети и ее структурам, и в результате часть компаний попала под процедуру наблюдения, а, например, «Люксор дистрибьюшн» и «Кинолюкс» признаны банкротами. Кроме того, и сами предприниматели, как писали СМИ, привлечены к материальной ответственности. «Закрытие кинотеатров сети «Люксор» наглядно продемонстрировало то, как не надо вести бизнес», — с горечью заметил Алексей Васясин.

Среди трендов, которые влияли на бизнес, эксперты отметили диджитализацию и внедрение новых технологий. Так, компания «Премьер Зал», второй, по данным «Невафильм Research», крупнейший оператор кинотеатров в России, в этом году продолжала активно развивать и внедрять у себя и партнеров собственные программные разработки (куда входит кассовое ПО, CRM, виджет продаж на сайт, сам сайт). «Мы также изучаем, разрабатываем и внедряем новую концепцию общественного пространства как место для обмена идеями и выступления спикеров на разные темы — от науки до искусства, выставочного и дискуссионного пространства», — уточняет Владимир Петелин, генеральный директор сети «Премьер Зал».

О том, что как «Премьер Зал» трактует новизну концепции кинотеатра как общественного пространства, читайте здесь.



В свою очередь сеть «Кино Окко» подписала контракты на две технологии, которые ранее, как заметил Алексей Васясин, не были представлены в России, — ScreenX (панорамный зал с обзором 270 градусов) и Dolby Cinema (Dolby Vision и Dolby Atmos в сочетании с внутренней конструкцией зала). «Мы надеемся, что эти форматы дадут толчок в развитии технологий на российском рынке, как это было с приходом 3D или развития технологии IMAX», — отметил он.

Что нужно делать, чтобы люди шли в кинотеатры, а не оставались дома у телевизора, и как в этом поможет франчайзинг, читайте в интервью с Алексеем Васясиным здесь.