Развивать, повышать вовлеченность и удовлетворенность своей деятельностью, обеспечивать справедливую оплату труда и интересное содержание работы — основные задачи службы, которая отвечает за работу с людьми. Эти задачи всегда актуальны и меняются не очень быстро. Обновляются методы их решения, и здесь можно выделить несколько глобальных трендов.
Работа с сотрудниками как с клиентами
Самая популярная тенденция, которая сегодня определяет будущее многих отраслей, — это клиентский опыт.
Удовлетворенность клиента зависит от того, насколько приятным, удобным, развлекательным и развивающим был для него опыт взаимодействия с нами. Точно такой же подход применим к взаимодействию с сотрудниками. Четко прописанных должностных обязанностей и оплаты их исполнения недостаточно — важно формировать его впечатления на каждом этапе работы в компании: от процесса отбора, адаптации и развития в роли до взаимодействия с коллективом и руководителем. В России это особенно важно: демографическая яма 1990-х породила дефицит кадров, и работодатель вынужден бороться за квалифицированных сотрудников точно так же, как мы боремся за каждого клиента. Даже терминология в HR и маркетинге становится одинаковой: мы тоже работаем над ценностным предложением и путем клиента, только в этой роли выступает наш сотрудник.
Эту идею руководители и собственники принимают далеко не всегда. Многим кажется, что в их компании должны стоять очереди из соискателей, но дело обстоит иначе — талантливые кандидаты получают много предложений, и побеждает тот работодатель, который лучше понимает интересы человека.
Крупной компании недостаточно одного варианта ценностного предложения для сотрудника (EVP) — их нужно дифференцировать под разные категории. В «Ленте», например, мы выявили семь целевых аудиторий с разными EVP. Они отличаются каналами продвижения, методами мотивации, языком и стилями лидерства и даже технологическими решениями во взаимодействии с сотрудниками и кандидатами.
Непрерывное развитие сотрудников при помощи цифровых технологий
Сегодня молодые сотрудники не любят читать инструкции, они живут в мире коротких обучающих видео. Поэтому на первый план выходят системы дистанционного обучения с более короткими игровыми форматами, использованием технологий дополненной и виртуальной реальности, которые, по последним исследованиям, повышают эффективность обучения до 70%. Я не верю в теорию поколений: мы опробовали обучение продавцов разных возрастов при помощи очков виртуальной реальности, и оно оказалось эффективным для всех.
На мой взгляд, в 2020-м для обучения будут характерны три составляющих: регулярность, диджитализация и лаконичность. Мы также будем делать акцент на развитии цифровой грамотности и снятии страха перед цифровой трансформацией, которая может дать максимальную прибыль тем, кто ее не боится, а может разрушить бизнес тех, кто ей противится. Для этого в декабре мы уже провели первую встречу Инновационного клуба «Ленты», где рассказали сотрудникам о различных возможностях роботизации. Чем лучше наши сотрудники понимают новую реальность, тем больше шансов использовать этот тренд как возможность
Роботизация и цифровизация в HR
В следующем году нас ждет очень важная трансформация в сфере управления трудовыми отношениями — мы начинаем переход на электронные трудовые книжки. Сейчас это один из наименее эффективных бизнес-процессов. Как только мы наладим в этой сфере электронный документооборот, процессы ускорятся, нам будут не нужны огромные кадровые архивы. Если мы сможем связать процессы работодателя с цифровыми сервисами на уровне государства, например с «Госуслугами» и порталом Федеральной налоговой службы, мы обеспечим постоянное обновление данных о сотруднике без лишней бюрократии и передачи документов. Это будет удобно для персонала, исключит ошибки и позволит открыть новые возможности для роботизации процессов найма, обновления данных о сотруднике и т.п. Сотрудники кадровых служб смогут сменить фокус с работы с документами на работу с людьми.
Обновление систем управления результативностью
Сейчас многие говорят о том, что они устарели и не нужны. Однако глубокий анализ показывает: сомнениям подвергаются сроки и методы оценки результативности.
Трудно говорить об эффективной работе компании, если она не имеет отлаженной системы постановки целей для сотрудников и их объективной оценки. Системы, которые одинаково относятся к сотрудникам разных уровней, устаревают. Постановка целей и их оценка должны полностью соответствовать горизонту планирования для данной должности. Если продавец может планировать продажи только на месяц вперед, его система результативности должна иметь горизонт в один месяц. У директора функции — год и более. А у генерального директора, возможно, 3 года и более.
Сейчас есть онлайн-инструменты, которые позволяют ставить цели и проводить мониторинг их исполнения на любом горизонте. Самое важное в них — это быстрая обратная связь и накопление информации. Даже самый идеальный руководитель не сможет постоянно держать в памяти 12 месяцев работы каждого сотрудника, поэтому здесь важна система, которая подскажет, насколько успешно и своевременно человек справлялся с задачами.
В 2020-м системы оценки и управления результативностью будут все более адаптированными под разные горизонты планирования и быструю обратную связь. При этом внутренние соцсети и лайки от коллег, клиентов и руководителей будут играть максимально высокую роль.
Постоянная работа с вовлеченностью сотрудников
Вовлеченность — это гораздо больше, чем обеспечение комфортных условий труда, хороших отношений в коллективе и налаженной системы обратной связи. Сегодня вовлеченность определяется многими другими аспектами:
- Соблюдение баланса работы и личной жизни
Исследования показывают, что люди хотят иметь насыщенную жизнь за пределами рабочего места, поэтому важными преимуществами работодателя стал гибкий график, дополнительный отдых, возможность хотя бы иногда работать дистанционно. Мы внедрили эти инструменты в 2019 году и получили отличную обратную связь. В 2020-м будем анализировать результаты этого изменения с точки зрения эффективности.
- Следование ценностям сотрудников
Все больше людей задумываются о будущем планеты. Этот тренд мы наблюдаем и среди клиентов, и у сотрудников. Развитие программ по раздельному сбору отходов, экопроектов по очистке территорий от мусора — отличные варианты мероприятий для повышения вовлеченности сотрудников. Несколько лет назад мы предложили нашим работникам выбирать формат командообразующих мероприятий, и все чаще они выбирают активности со смыслом: экомиссии, помощь детям и пожилым людям, и вовлеченность от этого только возросла.
- Обеспечение смысла работы
По-настоящему счастливы на работе те, кто не просто забивает гвозди, а строит театр; не перебирает помидоры, а кормит страну. Работодатель должен помогать людям видеть высокий смысл их труда. Эта тенденция будет усиливаться в 2020-м.
Откровенно говоря, это большая работа для всей компании. Самые успешные глобальные корпорации имеют целью не только извлечение прибыли — их миссии ориентированы на человечество. Например, Google хочет удобно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому; ИКЕА — улучшить повседневную жизнь каждого; миссия Facebook — предоставить людям возможность поделиться своей жизнью с другими и сделать мир более открытым и объединенным. Очень важно в планировании стратегии компании определить эту важнейшую миссию и зажечь ею всех сотрудников.
Новые тренды в сфере управления персоналом очень наглядно показывают, что профессия HR становится интереснее с каждым годом: в ней все меньше рутины и все больше реальной помощи бизнесу, людям и обществу.