По итогам 2019 года объем рынка фитнес-услуг в России может составить, по оценке «РБК Исследования рынков», 132,7 млрд рублей. Это на 6,3% больше, чем годом ранее, когда объем был оценен в 124,8 млрд рублей. При этом на долю топ-10 игроков приходится 21,7% рынка.
О размере фитнес-индустрии США в 2018 году читайте здесь.
Прогнозируемый в конце года рост дает индустрии надежду на выход из затяжного пике: если в 2013 году рост рынка составлял 28,4%, то в 2018-м — всего 5,7%.
Прошлогодний антирекорд исследователи объясняют несколькими причинами. В первую очередь сокращением темпов роста количества фитнес-объектов, которое связано с замедлением потребительского спроса на фоне продолжающегося падения реальных доходов населения. Также на замедление прироста повлияли отсутствие роста цен (практически полностью прирост рынка обеспечивается за счет новых игроков, роста цен у старых практически не наблюдается — кроме бизнес- и премиум-сегмента), увеличение числа закрывающихся несетевых фитнес-объектов (в первую очередь касается студий); снижение количества открытий сетевыми игроками (ряд игроков из топ-10 даже сократили количество точек); сокращение числа сторонних инвесторов, готовых начать работать на рынке из-за плохого предпринимательского климата (в России в целом) и значительного объема инвестиций в открытие фитнес-объектов.
В 2019 году в целом ситуация особо не изменилась. Практически все участники рынка отмечают сокращение прибыли из-за роста налоговой нагрузки и других обязательных платежей. «К сожалению, рентабельность снизилась на 2% в связи с опережающим ростом переменных расходов. В основном это коммунальные платежи и налоги на ФОТ. В 2019 году мы не ожидаем роста выручки от продажи членства в наших клубах и продолжим наращивать выручку от дополнительных спортивных услуг», — цитирует Константина Черницова, управляющего директора СПФ (клубы Forte Club, World Class, World Class Lite и «Физкульт» — Саратов), «РБК Исследования рынков». «В 2019 году мы ожидаем тех же продаж, что и в 2018-м, но, к сожалению, прибыль будет меньше из-за значительного роста налогов и прочих расходов», — комментирует ситуацию в рамках опроса президент управляющей компании «ОранжФитнес» и «СитиФитнес» Анастасия Юсина.
Интервью с Анастасией Юсиной читайте здесь.
Тем не менее прогнозируемый рост реален. Он возможен, как замечают исследователи, благодаря развитию малых сетей: доля топ-20 игроков за год увеличилась на 0,2 п.п., до 26,9%, в то время как доля первой десятки игроков сократилась на 0,5 п.п. Также растет несетевой сегмент, особенно студийный. Несмотря на заявления сетевых игроков об удержании цен на прежнем уровне, некоторым удавалось все-таки их повышать, отмечают исследователи.
О том, сколько в 2018 году составил размер средней выручки фитнес-клубов в России с квадратного метра, читайте здесь.
Основную часть рынка в деньгах генерирует Москва и область, где, по данным «РБК Исследования рынков», расположено почти 3 тыс. фитнес-объектов. Это около 47% всего денежного объема рынка. На Петербург и другие города-миллионники приходится 12% и 21% соответственно.
В топ-5 по выручке вошли World Class, X-Fit, Alex Fitness, Fitness House и «Территория фитнеса»: их совокупная выручка составила более 20 млрд рублей. World Class многие годы лидирует в этом рейтинге. Аналитики уверены, что и в будущем сеть вряд ли уступит свои позиции, в том числе и благодаря произошедшему в конце 2018 года обновлению состава ее собственников. Так, в ноябре прошлого года «ВТБ Капитал» (инвестиционное подразделение группы ВТБ), владевший 22,5% Русской фитнес-группы, которая управляет World Class / World Class Lite /«Физкульт», продал свою долю консорциуму Российского фонда прямых инвестиций и Mubadala Investment Company, по некоторым оценкам, почти за 3 млрд рублей. «РФПИ и арабский фонд, на мой взгляд, могут способствовать ускорению развития сети — у компании очень амбициозные планы по развитию как собственного бизнеса, так и франчайзинговых точек, — комментировал MarketMedia в конце прошлого года ситуацию на рынке фитнес-услуг РФ руководитель «РБК Исследования рынков» Максим Боровиков. — Еще в 2017 году компания говорила о том, что намерена «утроить бизнес в ближайшие 5 лет». Для этого планируется увеличить сеть до 150 собственных точек и 120 франчайзинговых. Я думаю, это достаточно амбициозная цель и корректировок в плане увеличения точно ожидать не стоит».
По данным аналитиков «РБК Исследования рынков», по итогам 2019 года средний темп прироста выручки среди топ-15 игроков рынка может составить 9%. По числу клубов ситуация разнонаправленная: одни сети закрывают клубы, другие растут, но на топ-15 игроков прирост может составить 30-32 клуба, это с учетом уже закрытых в этом году. К слову, в период с июля 2018-го по июль 2019-го рынок недосчитался более 500 спортивных объектов, среди которых 124 мультифункциональных фитнес-центра. Также не исключено, что в конце года индустрия потеряет несколько игроков, входящих в топ-15. Однако это предположение эксперты не комментируют.
О том, кто из фитнес-сетей был лидером в 2018 году по количеству объектов, расположенных в России, читайте здесь.
1. World Class / World Class Lite / «Физкульт» — 8,9 млрд рублей
Компания принадлежит Русской фитнес-группе (РФГ), в которой 32,6% владеет Ольга Слуцкер, 24,9% — Goldman Sachs, 20% — Максим Игнатьев. Еще 22,5% принадлежит консорциуму Российского фонда прямых инвестиций и Mubadala Investment Company. Сделка состоялась в конце ноября 2018 года, эксперты оценили ее в 3 млрд рублей.
Интервью с Игорем Шашкиным, директором по франчайзингу Русской фитнес-группы, управляющей сетью World Class, читайте здесь.
2. X-Fit/Fit-Studio — 4 млрд рублей
Основатель сети Игорь Лукашов в 1989 году открыл первый в России частный теннисный клуб. Спустя несколько лет по соседству с теннисным клубом появилась первая фитнес-студия, ставшая базой для будущего полноценного фитнес-клуба с бассейном X-Fit в Алтуфьево. Дальнейшее развитие сети было, как рассказывают в компании, стремительным: в 2005 году под брендом X-Fit уже работало пять клубов, включая один региональный, а в 2010 году — 19 фитнес-центров в столице и крупнейших российских городах. По данным компании, сегодня в сеть входит более 80 фитнес-клубов в Москве, Казани, Воронеже, Волгограде, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Перми и других городах. По данным СПАРК, конечный бенефициар сети — кипрский офшор INTRAWARE INVESTMENTS PUBLIC LTD.
3. Alex Fitness / Olymp (Afitness) — 3,1 млрд рублей
Холдинг «Алекс Фитнес» развивает сети фитнес-клубов демократичного уровня ALEX FITNESS и ALEXGYM, а также сеть спортивных клубов премиального сегмента OLYMP. Холдинг ведет свою историю с ноября 2005 года, когда в Петербурге был открыт первый клуб OLYMP. В 2017 году на ПМЭФ компания подписала с администрацией Петербурга соглашение о намерениях создать в городе сеть доступных социальных оздоровительных комплексов, где смогут тренироваться дети, инвалиды, пенсионеры. По данным СМИ, компания заявляла о планах построить до 2024 года 25 таких объектов. Инвестиции в создание спортивной инфраструктуры оценивались в 13,1 млрд рублей (по данным СМИ, из них 1,7 млрд рублей — собственные средства, остальные — банковские кредиты).
4. Fitness House — 2,4 млрд рублей
Первый клуб сети Fitness House открылся в Петербурге в 2007 году. Владеет компанией Алексей Фурсов. Помимо бизнеса в фитнес-индустрии он развивает также ресторанную группу «Евразия Холдинг». Среди основанных им проектов — сеть авторских монобрендовых ювелирных бутиков Carlos Albert, кинокомпания Frame Fabrique, многопрофильный медицинский центр «Наша клиника».
5. «Территория фитнеса» — 1,7 млрд рублей
Федеральная сеть клубов «Территория фитнеса» работает с 2010 года. По данным «Контур.Фокус», компания принадлежит Филиппу Старостину (67%) и Александру Колмыкову (33%), который возглавляет сеть. На сегодня, по данным сайта компании, открыто 14 клубов: 10 в Москве и Московской области и четыре в регионах — Самаре, Чебоксарах, Краснодаре и Курске, еще 12 клубов находятся на этапе строительства.
6. OrangeFitness/CityFitness — 1,5 млрд рублей
Сети спортивных клубов «ОранжФитнес» и «СитиФитнес» существуют на рынке с 2001 года. Основала их Анастасия Юсина вместе с мужем. По данным «РБК.Исследования», по состоянию на 2019 год совокупно сеть насчитывает 22 клуба, из них в России — 19 (в Москве и области — семь, в Краснодаре и Тюмени — по три, в Екатеринбурге, Сочи, Набережных Челнах, Новокузнецке, Нижнекамске и Уфе — по одному клубу), в Болгарии — два и один в Армении. В 2014 году открыта первая фитнес-студия FITSPACE Boutique Fitness в США. Анастасия Юсина входит в наблюдательный совет Ассоциации операторов фитнес-индустрии (Россия), член совета директоров международной Ассоциации фитнеса IHRSA (США).
7. С.С.С.Р — 1,5 млрд рублей
Название сети фитнес-клубов — аббревиатура Сеть Спортивных Сооружений России. Первые клубы появились в начале 1990-х годов. Бизнес-информация о компании в открытых источниках практически отсутствует. По данным СПАРК, сетью управляет ООО «СССР», которое принадлежит Андрею Копылову (80%) и Сергею Савинову (20%), возглавляющему компанию.
8. Fitness Holding — 1,3 млрд рублей
Компания Fitness Holding существует на рынке фитнес-услуг с 2003 года. ООО «Фитнес холдинг», которое развивает клубы Mendeleef fitness, Zorge fitness, Korolef fitness и «Барбара», принадлежит Александру Половиткину (50%), Наталье (40%) и Владимиру Рубцовым (10%). В 2017 году Александр Половиткин участвовал в реалити-шоу «Секретный миллионер» телеканала «Пятница». По условиям проекта, Половиткину нужно было играть роль бездомного, не имеющего ни копейки, и пытаться выжить. Съемки проходили в Ульяновске. На сегодня, по данным компании, под ее управлением находится 17 объектов в Москве, Московской области, Уфе, Перми, Волгограде, Красноярске, Челябинске и один в США, штате Калифорния.
9. Dr.Loder — 1,2 млрд рублей
По данным «Контур.Фокус», компания, управляющая сетью, поровну принадлежит Татьяне и Александру Павловым. По данным сайта Dr.Loder, сеть насчитывает восемь клубов в Москве и один в Петербурге. В ноябре этого года стало известно, что несколько спортклубов закрылись. Как пишут СМИ, сотрудники жалуются на долги по зарплате, а клиенты, которым до последнего продолжали продавать абонементы, пытаются вернуть свои деньги. По данным «Контур.Фокус», по состоянию на 19 ноября 2019 года у компании есть заблокированные счета, в производстве находится шесть исков на сумму 2 млн рублей.
10. Нижегородская фитнес-группа — 1,1 млрд рублей
Нижегородская фитнес-группа берет начало с открытия клуба World Class в Нижнем Новгороде в 2004 году. Сегодня этот региональный проект развивает собственную сеть клубов «ФизКульт» и World Class. После смерти в 2017 году одного из основателей компании Алексея Трушина, компания принадлежит Алексею Баранцеву (50%) и Андрею Федотову (50%).
За десяткой лидеров, формируя топ-15, следуют MetroFitness (1 млрд рублей), SportLife (0,9 млрд рублей), World Gym (0,8 млрд рублей), «Зебра» (0,8 млрд рублей), We Gym (0,7 млрд рублей).