Несколько лет назад в Екатеринбурге, в кинотеатре «Салют», мы открыли планетарий. Реконструировали под него фойе кинотеатра, создав там тематический культурно-выставочный зал. Он работает с несколько другим контентом, чем мы привыкли в кинотеатре. Там демонстрируются научно-популярные фильмы, проходят лекции. Мы сотрудничаем с «Роскосмосом», написали им письмо, предложили использовать нашу площадку для популяризации науки, договорились, чтобы несколько раз в год к нам приезжали космонавты, которые вживую рассказывали бы, что происходит на космодроме, и обычно такая встреча проходит в зале кинотеатра. Зачем все это, спросите вы.

Если смотреть на киноотрасль, то она за последнее время очень сильно изменилась. Были классные нулевые, и мне как сотруднику кинотеатра приходилось удерживать людей, которые хотели попасть на премьеру кинофильма. Аншлаг тогда — это была обычная, нормальная ситуация. Начиная с 2010 года уже не редкость, когда даже на премьере залы пустые. Я недавно листал «Инстаграм» и увидел рекламу одной компании, продающей кинооборудование. Они предлагают систему ТМС, которая связана с кассой, и если не продано на сеанс ни одного билета, то проектор запущен не будет. Подумайте, наш рынок дошел до того, что такие решения — это нормально.

Причин происходящего несколько. Во-первых, наш бизнес, я говорю о кинопрокате, сводят на нет онлайн-кинотеатры. Дистрибуционное окно постоянно сужается. Раньше было 90 дней, сейчас — 45, на какие-то фильмы — 10-15 дней. Sony с Disney уже ведут речь о том, чтобы день в день делать премьеру в онлайн-кинотеатрах и офлайн. И это может очень сильно подкосить наш бизнес. Во-вторых, большая конкуренция между кинотеатрами. Раньше, в 2000-е годы, сходить в бар или ресторан с друзьями — это была история роскоши. Сегодня ходить в рестораны и бары — в общем-то обычное дело. Так же и с кинотеатрами. За последние годы их открылось очень много. При этом практически все кинотеатры показывают в основном один и тот же репертуар. Это как в разных музеях демонстрировать одну и ту же картину. Мы этим сейчас, увы, и занимаемся.

Еще одна причина — изменение среды вокруг. То, как раньше люди проводили свое время и как сейчас, — отличается. И нам, как отрасли, важно адаптироваться к этим изменениям. Не говорить, что все нормально, люди нас оценят и все равно придут, а меняться, потому что, если этого не делать, они не придут.

Запрос на потребление культуры растет. В музеи стали ходить в 2,5 раза больше, в театры. То есть сам по себе культурный продукт людям нужен, просто он нужен им интересный и современный. Мы как кинотеатры тоже являемся культурным продуктом, но нам нужно немножко его перестроить, чтобы генерировать какой-то рост. Если говорить о том, какие культурные продукты востребованы сегодня, то приведу пример, который видел во Франции. Там начинается строительство культурного центра, где сразу и кино, и пространство, где снимаются фильмы, и какая-то выставочная зона, то есть речь идет о появлении мультимодальных концепций, которые могут в себе объединить не только показ коммерческого репертуара. Самое интересное, что это частный, а не государственный проект. Спрос на культурные центры возрастает, но есть причины, по которым отечественные кинотеатры пока такими центрами не являются.

У нас в отрасли нет публичных программ. Мы не создаем спецмероприятия, которые работали бы с какими-то конкретными сообществами. Мы все просто показываем кино. Про эксклюзив тоже речь не идет, мы показываем одни и те же картины, кинотеатры друг от друга не сильно отличаются. Мы не изучаем местные сообщества, которые есть в том или ином районе, городе, и с ними не работаем, то есть не генерируем тот контент, который им был бы интересен. То есть культуру похода в наши кинотеатры мы не создаем и почти никак не работаем с другими институциями, с такими, например, как музеи. Мы такие все сами по себе.

Надо это менять. Например, мы в Екатеринбурге сейчас делаем кино-культурный центр в торговом центре «Омега». Он находится в одном из удаленных районов города под названием Уралмаш. Откроется центр в декабре этого года. Наша идея состояла в том, чтобы соединить идею культурного центра с коммерческим показом кино. Мы хотим сделать такую среду, которая бы была приспособлена для местных сообществ и могла с ними напрямую работать. Я бы проиллюстрировал это другим примером, когда в Екатеринбурге уличный художник Тимофей Радя сделал большие абажуры, которые надел на обыкновенные фонари, стоящие в центре города, и таким образом создал немного одомашненную обстановку на улице. Горожанам идея пришлась по душе, и хотя власти поначалу были против, но недовольство горожан, проявившееся после снятия абажуров, сделало свое дело — и власти вернули все обратно. Речь о том, что художник создал такую мини-среду в конкретном месте, которая взаимодействует с жителями города. Мы думаем примерно о такой же концепции.

Район Уралмаш был создан в 1930-х годах, это большой завод и вокруг него целый район, где жили работники завода. Завод был крупнейшим в СССР. Но постепенно район превращался в город внутри города.

Многофункциональность мы закладываем не только в концепцию, но и в организацию такого пространства. Мы придумали, что внутри центра будет выставочное пространство, и центр будет одновременно и музеем. Это будет музей района, потому что район облагораживается, появляются пешие маршруты, экскурсии, у района интересное архитектурное наследие, и мы хотим сделать музей центром самоидентификации людей, которые живут в этом районе.

Мы продумали, где будет расположена экспозиция, заложили основы для выставочной деятельности, мы спланировали, где можем проводить публичные лекции, семинары, экскурсии внутри центра, мастер-классы для детей. Хотим работать с грантами с помощью некоммерческой организации и сотрудничать с разными предприятиями и учреждениями, находящимися на территории района. Одновременно в центре будут работать коммерческие кинотеатры и вестись некоммерческая деятельность. Я всегда думал, что некоммерческие организации — это такая прихоть олигархов, которые тратят деньги на культуру, но, погрузившись в тему, понял, что НКО — это точно такая же организация, как и коммерческая, просто эта форма позволяет дополнительно привлекать финансы для реализации разных проектов. Мы зарегистрировали свою НКО год назад. Идея НКО состоит, как мне кажется, в том, что ее можно очень успешно сочетать с работой коммерческой организации. Если абстрагироваться от кинотеатров и представить, например, себе продавца хот-догов, то как продавец он мало кому интересен, но если он начинает учить школьников, как продавать хот-доги, рассказывать, какие могут быть уникальные технологии в этом деле, то он начинает быть интересен и СМИ, и городскому сообществу, то есть он начинает с этим сообществом с помощью этой идеи взаимодействовать. Так же и мы, кинотеатры, как коммерсанты мало кому интересны, но, когда мы разворачиваем деятельность, направленную на городское сообщество, начинаем быть заметнее на культурной карте города.

Цель нашего проекта — развитие местного сообщества через культурную площадку. Самое главное в этой истории — генерация новых смыслов, чтобы был не только кинобизнес, но и деятельность, которая помогла бы вам коммуницировать с большим числом людей и других институций.

О том, какие коллаборации создают торговые центры и музеи, читайте здесь.



Из выступления на XXIII форуме «Веду кинобизнес» в рамках «КиноЭкспо»