Объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» с конца 2018 года находится в процессе переименования в сеть «КИНО ОККО», а недавно начала развивать франшизу. Разговор о бизнес-стратегии сети состоялся на форуме «Кино Экспо».

Справка

Объединенная сеть кинотеатров «КИНО ОККО» («Синема парк» и «Формула кино») —   крупнейший в России оператор кинотеатров. В состав объединенной киносети входит 76 кинотеатров в 30 городах России. На данный момент в активе кинооператора 643 зала. Помимо классических 2D- и 3D-форматов, в активе сети 28 залов в формате IMAX (в том числе залы IMAX Sapphire и IMAX Laser), 11 залов формата Dolby Atmos, девять залов формата 4DX, шесть детских залов «Мувик».

В июне 2019 года объединенная киносеть объявила о планах по внедрению технологии панорамной трансляции контента ScreenX на российский рынок, а в сентябре, совместно с компанией Dolby Laboratories, подписала соглашение об открытии в России первого сертифицированного кинозала Dolby Cinema. 


О спикере

Алексей Васясин возглавил объединенную киносеть «Синема парк» и «Формула кино» в июле 2018 года. До этого назначения занимал пост генерального директора сервиса «Рамблер/Касса», входящего в Rambler Group. Еще ранее был операционным директором сети кинотеатров «Каро».



Алексей, насколько планируется расширение сети с помощью франчайзинга?
— Какого-то конкретного числа кинотеатров, которое мы хотим получить с помощью франчайзинга через год, или два, — нет. Я понимаю, что кому-то из бизнес-партнеров мы сможем предложить весь спектр своих услуг, а кому-то — только 10%. Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь коллегам конкурировать, привлекая людей в кино и зарабатывать на этом деньги.

И все-таки наверняка вы ставили планы по продаже франшиз.
— Планы есть. Но насколько эти планы реалистичны или их надо адаптировать — должен ответить кинорынок. О том, что потребность в таком сотрудничестве есть, нам говорят многочисленные обращения в нашу компанию по этому вопросу. Но что конкретно нужно, в каком объеме, должен ответить кинорынок, где мы сейчас с вами и разговариваем.

Безусловно, мы как сеть не намерены останавливаться на 76 кинотеатрах, которые у нас есть сегодня. И франчайзинг может быть первым этапом к расширению сети. Например, сейчас чей-то кинотеатр будет развиваться по франшизе, а завтра его владелец захочет выйти из бизнеса. В таком случае мы купим такой кинотеатр.

Мне бы хотелось иметь до 50 новых кинотеатров, которые бы встали под знамена франчайзинговой сети в течение года в той или иной мере: кому-то репертуарное управление, кому-то — что-то другое. Но будет ли это 50 кинотеатров или 10 — покажет практика. 

В какие города планируете зайти с помощью франчайзинга?
— Это история скорее не про города, а про мелкие или средние сети и одиночно стоящие кинотеатры. Сегодня ужесточаются требования дистрибьюторов, меняется рынок, растет конкуренция. И если с этими вызовами крупные сети могут справиться, потому что имеют для этого ресурсы, то мелким нужна помощь. На наш взгляд, мы можем найти некую синергию для того, чтобы иметь win-win-решения. Если где-то в Москве будет строиться торговый центр и девелопер придет к нам с просьбой спроектировать кинотеатр — мы готовы помочь. И да, соглашусь, что спрос на такую помощь больше наблюдается в регионах. Они растут более агрессивно, чем Москва и Петербург, ввиду более низкой базы и более высокой конкуренции на старте. 

Крупнейшие операторы сетей кинотеатров России 2019

В конце 2018 года объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» начала ребрендинг, в который, по некоторым оценкам, будет вложено 400 млн рублей. На каком этапе этот процесс?
— Действительно, на переделку антуража кинотеатров, замену вывесок выделены большие инвестиции, но не это самое главное. Самое главное — найти ту изюминку, которая позволила бы сделать кинотеатры объединенной сети «КИНО ОККО» отличными от других. Если вы просто поменяете в кинотеатре вывески, то для конечного потребителя ничего не поменяется. Наша задача — сделать принципиально новое насыщение кинотеатра для того, чтобы он привлекал и чтобы поход в кинотеатр ассоциировался с походом в «КИНО ОККО», а не в какой-нибудь торговый центр. Ведь если вы сейчас спросите потребителя, куда он ходит в кино, почти наверняка он назовет торговый центр, а не сеть кинотеатров. 

Крупнейшие владельцы сетей кинотеатров России

И что может стать такой изюминкой?
— Мы хотим поменять user flow. Понятно, что мы не заставим людей смотреть фильмы как-то по-другому. Так что это по-прежнему будет традиционный просмотр в кинозалах. К тому же показывать кино — наш бизнес. Но должен быть еще и другой контент. Сейчас, например, в рамках ребрендинга кинотеатров мы интегрируем VR-зоны, которые будут принципиально отличаться от тех, которые сегодня встречаются в некоторых торговых центрах. Еще мы предложим лицензированную сувенирную продукцию, которая связана с определенными релизами и которая покупается в подарок, спонтанно. Появятся демозоны, которые будут знакомить нашего зрителя с онлайн-кинотеатром Okko. Будет много диджитала и других интерактивных зон, которые должны запомниться посетителям. Возможно, появятся арт-объекты, с которыми можно было бы взаимодействовать или сделать красивые фото на их фоне, чтобы поход в кино остался в памяти как некая эмоциональная составляющая нашей жизни. 

Такой подход связан в том числе с изменением потребительского поведения?
— Это связано с ужесточением конкуренции. Если раньше поход в торговый центр и 2-3 часа свободного времени после покупок ассоциировался только с тем, что можно пойти в кино, то сейчас выбор, куда пойти, намного шире. Теперь потребитель выбирает между кино, детским развлекательным центром, контактным зоопарком, VR-парком и т.д. Мы все боремся за время и деньги клиента. Наша задача — выиграть борьбу за время, чтобы человек шел к нам с пониманием, что он получит максимальное удовольствие от этих 2 часов, проведенных в кинотеатре. 

Сколько времени может занять процесс внедрения таких изменений?
— Сложно сказать, потому что процесс — это всегда бесконечно. Это как ремонт, который нельзя завершить, а можно только прекратить. Соответственно, мы будем постоянно придумывать что-то новое. Если говорить о процессе ребрендинга, то на это уйдет 2-3 года. Если говорить о процессе того, как мы будем менять кинотеатры, чтобы превратить их в развлекательные хабы, которые как раз и должны выиграть борьбу за время и деньги, то это будет бесконечный процесс, потому что это связано в том числе и с развитием технологий, которые не стоят на месте. Вот сейчас мы впервые привозим в Россию новые форматы залов ScreenX, Dolby Cinema. Это сложный процесс, потому, что, как и всем первопроходцам, нам приходится все делать с нуля, проходить этапы сертификации, проверки пожарной безопасности и пр.

Для нас это пилотные проекты. Мы будем смотреть, как эти технологии зайдут на рынок с точки зрения привлекательности для аудитории. Когда-то то же самое происходило с IMAX, который «зашел» для российского потребителя. Он нравится, он популярен. Заполняемость на крупных релизах выше, чем в других залах. Поэтому новые технологии должны привлекать людей идти в кинотеатры, а не оставаться дома у телевизоров.

Есть какой-то период, в течение которого вы будете тестировать технологии?
— Я думаю, что с учетом сезонности будет достаточно года. Также мы намерены развивать мобильное приложение. Сейчас все продают продукцию бара до сеанса. Но в данном направлении есть безграничные возможности для расширения. Потому что можно продать не только до, но и во время сеанса. Ничто не мешает зрителю заказать еду на место, оплатив заказ через мобильное приложение, не доставляя при этом дискомфорта другим зрителям в зале. Сейчас же даже в VIP-зале для того, чтобы заказать, нужно вызвать официанта, включить индивидуальный свет, посмотреть напечатанное меню, сделать заказ, получить его, расплатиться, и только после этого вы наслаждаетесь просмотром. Мобильные технологии упрощают весь этот процесс. Опять же сейчас после окончания сеанса зритель в большинстве своем посещает только туалет. Ничто не мешает заинтересовать его остаться в баре. Технологические возможности позволяют делать зрителю определенные офферы в этом плане. Это только несколько примеров, так что мы никогда не остановимся, как и киноиндустрия не остановится в развитии технологий и контента.  

В конце прошлого года в СМИ звучала информация о том, что отмена с 2019 года нулевой ставки на ввоз проекционного оборудования может негативно повлиять на рынок. Прошел почти год, ощутили ли вы это влияние?
— Я думаю, это такой миноритарный фактор, который кардинально на ситуацию на рынке не влияет. Для того чтобы что-то поменялось, должна измениться экономическая ситуация в стране.

Больше на рынок влияет контент. Я считаю, что важно уйти от 100%-ной зависимости от контента, особенно от иностранного. Скажем, 2017 год и в экономическом плане был получше, и с точки контента поразнообразнее. В 2018 году и контент не очень, и наложились разные мероприятия, в том числе ЧМ по футболу, и трагедии, которые отвлекли внимание. Поэтому контент должен расширяться, он не должен ограничиваться только кино, традиционными блокбастерами. Это должен быть и артхаус, и спортивные трансляции, и киберспортивные турниры — одно из самых быстрорастущих направлений. Чем разнообразнее будет контент, тем больше людей из самых разных социальных групп с разнообразными предпочтениями будут идти в кинотеатры. 

С прошлого года в совет Фонда кино вошли представитель кинопрокатчиков — Александр Мамут (объединенная киносеть «КИНО ОККО» («Синема парк» и «Формула кино») и кинодистрибьюторов — Вадим Смирнов («Двадцатый Век Фокс СНГ»). Впервые появилась возможность влиять на распределение государственных денег в плане поддержки того или иного контента. Насколько это действительно было нужно кинотеатрам?
— Да, такая возможность влиять на распределение денег на поддержку того или иного контента появилась, но важнее, что с приходом в Минкульт Павла Степанова (замминистра. — Ред.) и Ольги Любимовой (глава Департамента кино. — Ред.) начался диалог между властью и бизнесом. Я не могу сказать, что он всегда конструктивный. Каждая из сторон отстаивает свои интересы. Минкульт — интересы российского кинопроизводства, а кинотеатрам все равно, на чем зарабатывать, главное, иметь такую возможность. То, что власть и бизнес общаются, — это хороший знак. Диалог всегда лучше, чем его отсутствие. Помогает ли это бизнесу — посмотрим, пока говорить рано. Если к голосу бизнеса будут прислушиваться, это будет хорошо. Другое дело, если это делается для галочки. Но мне сложно комментировать вопрос со стороны Фонда кино, потому что он ответственен в первую очередь за продакшн. Я же уже, как прокатчик, работаю с готовым контентом, отбираю его и решаю, сколько, где, как и когда его покажу.

Много говорят об изменении потребительского поведения. Вы его ощущаете?
— Не все однозначно. Кто-то скажет, что благодаря развитию технологий стало больше свободного времени, кто-то — что меньше. Но, безусловно, потребительское поведение меняется. Если раньше человек предпочитал покупать билеты в кино за 30 минут до сеанса, то сейчас многие планируют поход заблаговременно. И делают это в онлайн. Если раньше все это происходило с использованием наличных, то сейчас практически 90% продаж происходит с использованием банковских карт. Когда в далеком 2006 году я пришел в компанию «Каро» на позицию операционного директора и заявил о необходимости внедрения расчета по банковским картам, то не нашел должного понимания: «А зачем? И так ходят в кино». Сейчас уже мы понимаем, что если ты не внедришь поддержку банковских карт — ты проиграешь. Развитие внутренней конкуренции в рамках торгового центра тоже меняется. Я говорил, что если раньше у потребителя не было выбора, кроме как идти только в кинотеатр, то сейчас у него масса вариантов, на что потратить время и деньги. 

Многие ваши кинотеатры представлены в торговых центрах... 
— У нас практически все они в торговых центрах. Из 76 только четыре находятся в отдельно стоящих зданиях. 

Так вот, за последние годы торговых центров вводилось очень мало. Насколько это для вашего бизнеса оказалось критичным?
— Наверное, мы хотели бы и имеем возможность развиваться более агрессивно. Другой вопрос, что нет достаточного количества площадок для того, чтобы строить хорошие кинотеатры. А те, которые строятся, за них, безусловно, идет борьба среди арендаторов, если это стоящая площадка. За место могут конкурировать несколько федеральных сетей. И не только кинотеатры, но и фитнес-клубы, детские развлекательные центры. Если раньше было четкое понимание, что в торговом центре должен быть кинотеатр для того, чтобы генерировать трафик, то сейчас это могут делать и другие арендаторы, например те же детские развлекательные центры. Понятно, что если ТЦ большой, то лучше иметь как можно больше таких арендаторов. Но если молл не самый большой, то приходится выбирать. Раньше такой дилеммы для торгового центра не было.

Сколько сегодня стоит построить кинотеатр?
— Думаю, вход на рынок начинается в среднем с 30 млн рублей за кинотеатральный зал. Это не самый легкий бизнес. Здесь, по сути, нет некой уникальности продукта. И потому выигрывает тот, кто предоставляет лучший сервис при прочих равных. Потому что «Пиратов Карибского моря» или очередной релиз Marvel показывают все. Это не кроссовки Adidas, которые можно купить только в фирменном магазине. 

После трагедии в Кемерово появилась идея переноса развлекательных центров и кинотеатров с верхних этажей торговых центров вниз. Как оцениваете эту идею?
— Это утопия. Строительство кинотеатра или развлекательного центра требует соблюдения определенных параметров к высоте потолков, например. Все ломать и переносить на первые этажи — экономически нецелесообразно. Это во-первых. А во-вторых, для торговых центров это тоже нецелесообразно, потому что, когда вы на первом этаже строите помещение, которое имеет высоту 7 метров, а на верхних — 3 метра, то это значительно удорожает конструктив здания. Это популистские вещи, которые разыгрываются на трагедиях. Если честно, я даже не понимаю, кому это может быть нужно. В данном случае не выигрывает никто, ни ТЦ, ни арендатор, потому что большинство кинотеатров уже построены и перенести это невозможно. И даже если бы это было возможно, есть определенные затраты, чтобы это все сломать и все перенести. Так что я бы ответил так — утопия и популизм.