Первый VkusVill за пределами России — в Амстердаме — открылся 20 мая 2020 года. А в феврале 2021-го наша голландская команда открыла второй магазин.

Бизнес-модель всё та же — натуральные продукты с честным составом от местных производителей. В ассортименте более 600 SKU: молочные продукты, хлеб, овощи, фрукты, огромный выбор молочных и веганских сыров, безлактозных продуктов, полезные сладости на основе фиников и другие интересные товары. Но ключевые из этих категорий — первые три. Свежая молочка от местных фермеров, хлеб, который мы выпекаем прямо на месте из полуфабрикатов. Голландцы вообще очень любят вкусный свежеиспеченный хлеб.

Магазин VkusVill в Амстердаме
Магазин VkusVill в Амстердаме Фото предоставлено пресс-службой
Магазин VkusVill в Амстердаме
Магазин VkusVill в Амстердаме Фото предоставлено пресс-службой
Магазин VkusVill в Амстердаме
Магазин VkusVill в Амстердаме Фото предоставлено пресс-службой
Магазин VkusVill в Амстердаме
Магазин VkusVill в Амстердаме Фото предоставлено пресс-службой
Магазин VkusVill в Амстердаме
Магазин VkusVill в Амстердаме Фото предоставлено пресс-службой
Магазин VkusVill в Амстердаме
Магазин VkusVill в Амстердаме Фото предоставлено пресс-службой


И третья наша драйв-категория — это овощи. Речь про голландский проект vegetable butcher. Они отбирают овощи, моют, нарезают, прикладывают к ним рецепт. Или советуют, как их есть в свежем виде. Местным покупателям хочется больше клетчатки в своем рационе, и этот проект полностью отвечает такой потребности.

Сейчас в наш первый магазин ежедневно за свежими продуктами приходит примерно 100 покупателей.

В поисках ценностей
В России «ВкусВилл» начинался с натуральных и ультрасвежих молочных продуктов «Избёнка».

Первое погружение в голландский рынок показало, что в местных магазинах есть только два продукта, которые поставляются рано утром на ежедневной основе, — это хлеб и газеты. Всё остальное завозится не так часто, то есть требования к свежести молока не так уж высоки. Поэтому мы опасались, что наши молочные продукты будут непопулярны. На деле это оказалось не так — молочная категория и здесь первой вышла в топ.

В Голландии и в целом в Европе немного иной набор привычных массовых продуктов. В российском «ВкусВилле» в топе по продажам обычный творог. А в Голландии в принципе нет такого товара. Неудивительно, что наша русскоязычная аудитория сразу же забросала нас обратной связью, которую мы так любим, и попросила именно творог.

Мы научили голландских фермеров делать отличный творог из голландского молока. И он вошел в топ по продажам, чего никто не ожидал. Продолжили экспериментировать и сделали из этого творога сырники и запеканку. И некоторые голландцы их тоже оценили. Кстати, это еще одна интересная гипотеза — предлагать местным молочные продукты в привычном для нас, но совершенно новом для них исполнении.

Новые препятствия — новый опыт
Первым препятствием, с которым мы столкнулись в Амстердаме, было то, что сотрудники по-другому включаются в работу. Есть гипотеза о культурных различиях. По первым ощущениям, в нашей российской рознице более развиты сплоченность и взаимозаменяемость в среде продавцов. Культура в Европе более индивидуалистическая.

Вторая сложность — это скорость. Мы привыкли совсем к другим темпам работы.
И, кстати, скорость принятия решения о посещении нового магазина у европейцев тоже бывает иная. Кажется, в Москве это так: «О, новый магазин — дай зайду! Куплю и попробую». В Европе потребителям нужно чуть больше «флирта».

Как «ВкусВилл» растет за счет модели самоуправления



Еще одна очевидная сложность — это передача ДНК компании в период пандемии. Но она оказалась не такой значительной, как мы предполагали.

Были и ожидаемые препятствия, например скорость регистрации юрлица и открытия счета. Но это разовые трудности. Негибкость арендных условий пандемия, наоборот, помогла нам преодолеть. Ну и разница в стоимости последней мили для доставки — это очень интересная зона для исследований и экспериментов.

Если говорить о конкуренции, кажется, что там мы пока в «голубом океане». Осталось теперь проверить, что это действительно океан, а не пруд.

От Голландии и дальше
Почему мы выбрали Голландию? Всё просто: мы хотели выйти в Европу, и именно тут быстрее всего нашлась команда. К тому же Голландия известна высоким количеством фудтех-инноваций. А еще «ВкусВилл» исторически вдохновлялся книгой Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», создавая свой особый подход к работе в команде. А Лалу писал свой бестселлер по мотивам голландской компании. Кажется, что тут наш подход быстрее тестируется, развивается и приживается.

Сейчас перед командой стоит следующая очень сложная задача: развить и масштабировать найденный формат. Мы активно ищем команды в Европе, чтобы вместе протестировать новые форматы. Уже на связи с Германией, Францией, Италией, Бельгией, Болгарией и открыты для новых заявок.

Топ-5 проектов сети «ВкусВилл»