Наша сеть решила внедрить систему автоматического создания списков промо-товаров к выкладке для своих магазинов в категории Fresh, вдохновившись успехами аналогичного проекта в сегменте Dry Food (чай-кофе, бакалея, кондитерские изделия и пр.). Автоматизация процесса планирования выкладки и расчета презентационно-неснижаемого запаса (ПНЗ) в этой категории с ноября 2020 года позволила сети увеличить производительность персонала на 30% и улучшить доступность товаров к началу промо-акции. При этом показатель LFL для промо-товаров в категории Dry Food демонстрируют уверенный рост.

К категории Fresh мы в «Ленте» относим замороженную продукцию и гастрономию. Промо-выкладка в этой категории осложняется разными условиями и сроками хранения свежих товаров.

К примеру, если планировать выкладку в замороженных продуктах только по обороту, большую часть места займут пельмени, а креветки могут вообще не попасть на выкладку.


В процесс отбора промо-товаров для дополнительной выкладки зашита определенная логика, направленная на увеличение объемов продаж и маржинальности, а качественное планирование объёмов и управление заказами обеспечивают доступность промо товаров в период акции и сокращают overstock (избыточный запас) по ее итогам.
Раньше, до внедрения централизованного управления промо-выкладкой Fresh-категорий, планированием занимались руководители секций каждого магазина, формируя заказы самостоятельно.

Чтобы увеличить продажи и снизить уровень списаний было принято решение внедрить логистический проект по централизации процесса прогнозирования и заказа товаров. Неотъемлемой частью этого процесса является расчёт ПНЗ, чтобы обеспечить постоянный и необходимый для стимулирования продаж объём товара на полке. При этом расчет делается для каждой SKU, что позволяет наиболее точно спланировать необходимый объём поставки. Поэтому мы решили централизовать процесс планирования промо-выкладки.

Анализируя, каким должен быть процесс планирования выкладки, мы пришли к выводу, что для учёта всей специфики промо в категориях Fresh разработанная ранее автоматизированная система для категорий Dry Food требует значительных доработок. Прежняя система не учитывала необходимость представлять на промо-местах специфические категории продуктов, к примеру, твёрдые сорта сыров, имеющие небольшой оборот по сравнению с такими сырами, как «Эдам» или «Тильзитер». В тоже время, это необходимо, потому что доля промо в продажах таких товаров очень высока, а в гипермаркете важно показывать покупателю широту ассортимента.

В системе, созданной для категорий Dry Food, также не учитывались особенности температурных режимов хранения и сроки годности товара, она не понимала, как формировать выкладку для весового товара. Поэтому мы обучили её учитывать при отборе товаров температуру хранения, например, система не предложит поставить замороженный продукт в промо-холодильник с температурой +2+6 C, и, наоборот, стерилизованное молоко предложит поставить на паллет вместо холодильника. Мы обучили систему учитывать сроки годности товара, например, если презентационный запас товара рассчитан на 7 дней продаж, а срок годности у товара 5 дней, в таких случаях система снижает объем, чтобы не допускать списаний.

Планирование выкладки в ручном режиме было невозможно, учитывая высокую локализацию направления и количество магазинов в сети. Во-первых, в категории Fresh более сложная матрица товаров. Во-вторых, спрос на один и тот же товар может отличаться в двух разных магазинах одного города. Даже если ассортимент одинаков, продажи будут разными, потому что покупатели предпочитают разные бренды и продукты. Поэтому для того, чтобы спланировать выкладку вручную, необходимо обработать колоссальное количество данных.

Взяв за основу действующую автоматическую систему планирования промо-планограмм, мы вместе с подрядчиком — компанией Accenture, за полтора месяца разработали и внедрили новый продукт. Наши партнёры отвечали за проектирование, разработку и запуск решения, которое было внедрено во всех магазинах.

Система мерчандайзинга работает на базе обновленных модулей решения BlueYonder (JDA). Она выстраивает рейтинг каждого товара в категории Fresh и распределяет выкладку с учётом количества мест в каждом магазине на основе прогнозов продаж. Решение учитывает покупательские потребности и ассортимент магазина, температурный режим хранения и срок годности. Система автоматически создаёт список товаров для промо-выкладки, рассчитывает необходимый запас для презентации и передаёт данные в службу логистики.

Новое решение работает во всех магазинах сети «Лента», что позволило компании автоматизировать трудоёмкие рутинные процессы создания промо-планограмм и повысить производительность промо-специалистов в мерчандайзинге в 4 раза.