Федеральная и международная сеть звучит по-разному. Глобальная цель «Жизньмарт» – открыть 10 тыс. магазинов по всему миру. Поэтому мы начали искать зарубежную площадку, чтобы попробовать на ней наш формат. Выбирали между США, Европой и ОАЭ. Мы собрали для себя ряд требований, под которые должны подходить страна и город, в котором мы хотим открыться:

• Развитая конкуренция среди игроков retail. Должно быть множество магазинов разных форматов: минимаркеты, супермаркеты, магазины «у дома» и так далее.
• Многонациональный рынок. В этом городе должно быть много иностранцев, чтобы у нас была возможность проанализировать рынок. Как раз сейчас мы активно проводим потребительские интервью с представителями разных национальностей. Мы пытаемся понять их спрос: на продукты, сервис, услуги.
• Основной язык страны – английский. Вся команда «Жизньмарт» свободно говорит на английском. Для нас было важным условием создать комфортное живое и свободное общение между будущими коллегами.
• Прямые рейсы из Екатеринбурга. На этапе планирования и подготовки летать приходится очень часто. Это тоже вопрос удобства меня и моей команды. Для нас комфортное время в пути – до 6 часов.
• Оптимальная разница во времени с Екатеринбургом. Головной офис «Жизньмарт» находится в Екатеринбурге. И нам важно, чтобы коммуникация была выстроена эффективно. Например, из-за этого пункта мы сразу вычеркнули вариант с открытием в США. Разница в 12 часов на первых этапах повлияла бы на нашу результативность.

Если учитывать все требования, которые мы выдвинули, Дубай – идеальное место для стартовой точки развития международного бизнеса для «Жизньмарт». Пока мы изучаем все ЦА, проводим потребительские интервью, узнаем их привычки, модели поведения. Мы точно не хотим фокусироваться только на русскоязычной аудитории. Это был бы верный шаг, если бы мы хотели открыть 1-2 магазина. Но мы планируем сделать такую витрину, которую бы видели все иностранцы и думали: вау, мы хотим такой же формат в нашей стране.

Будем работать в первую очередь с местными поставщиками, но также будем стараться организовать экспорт продуктов из России. Ведь так мы сможем поддержать российскую экономику и действующих поставщиков.
Предпочтения у людей в ОАЭ очень отличаются. Сейчас там много индийцев и у них другое видение о питании: специи, много риса, индийские рецепты, большие порции. Всю остальную еду они считают вредной. Остальные нации в большинстве своем могут есть любую другую кухню.

Концепция «Жизньмарт»: без брендов и без выбора



С какими сложностями мы столкнулись
Однако есть и сложности. Процессы, которые в России нам кажутся легкими и понятными, в Дубае превращаются в неслабую головоломку. В РФ помогает портал Госуслуги: становится понятно какая инстанция за какие вопросы отвечает, можно выбрать определенные услуги и записаться в электронную очередь. В Дубае такой прозрачности нет, поэтому там очень развит бизнес консультантов по любым вопросам. Стоимость их услуг может разниться от $1000 до $15 000 за один и тот же вопрос.

Например, уже на первом шагу мы столкнулись с проблемой регистрации. Для ведения любой бизнес-деятельности в Дубае, нужна лицензия.

И здесь у нас вышла интересная история: формат «Жизньмарт» не подходил ни под одну из категорий торговой лицензии ОАЭ.


У каждой из них: мини-маркет, супермаркет, кафе или ресторан есть свои требования по расположению кухни, площади помещения и так далее. Мы обратились к трем консультантам, чтобы понять какую категорию нам выбрать для лицензирования и каждый из них предоставлял разную информацию. Мы потратили на это около 2-3 недель.

В какой-то момент нам сказали: под ваш вид деятельности лицензии нет, открывайтесь в формате супермаркета на площади 500 м2. Нас это, естественно, не устроило. Приемлемая площадь для «Жизньмарт» максимум 200 м2. Поэтому мы пошли дальше и в итоге, ситуацию удалось урегулировать. Путем долгих и кропотливых поисков истины, у нас получилось согласовать отдельный формат.

Легко ли найти помещение в аренду
Кстати, выбрать помещение в Дубае тоже задачка со звездочкой.
В России, как правило, коммерческая недвижимость в одном бизнес-центре или жилом доме принадлежит нескольким собственникам. Это позволяет выбрать для магазина удобное месторасположение, а дальше вести коммуникацию с разными людьми, чтобы получить лучшие условия. В Дубае девелопер выбирает арендатора. Иногда, просто чтобы посмотреть помещение, нужно сначала предоставить презентацию с описанием проекта. Далее специальный комитет рассматривает ее и решает, интересный ли у вас формат. Если да, то вас
пригласят на просмотр.

В Дубае несколько помещений и иногда даже целые бизнес-центры, торговые центры и районы принадлежат одному девелоперу. То есть, если предприниматель хочет построить свой бизнес в определенном районе, то диалог будет строиться только с этим девелопером. Коммуникацию строить не всегда просто. И здесь только два варианта: либо открываться на условиях девелопера, либо не открываться в этом районе вовсе.

Условия могут быть очень жесткими. Например, чтобы арендовать помещение у компании Meraas (очень крупный строительный холдинг в Дубае), нужно подписать договор и оплатить аренду на три года вперед. При этом сумма должна быть оплачена сразу. На стоимость аренды влияет район, расположение помещения, трафик, заселенность района. Например, в одном районе стоимость аренды за 150 м2 может составить 250 тыс рублей в месяц. А помещение премиального застройщика Emaar Properties невозможно взять в аренду дешевле 600 тыс. рублей в месяц.

А как дела обстоят с сотрудниками
Рынок труда в ОАЭ тоже существенно отличается от российского. В Дубай стекаются кадры со всего мира, преимущественно из стран Азии: Индия, Пакистан, Филиппины. При этом местные жители, коренные арабы, работают в основном на государственных должностях или ведут свой бизнес.

Благодаря такой особенности, рабочей силы много, а вакансий мало. Например, на одну вакансию может прийти 1000-1500 откликов.


При этом, когда мы анализировали предложения по позиции коммерческий директор, то нам удалось найти только 12 открытых вакансий на весь Дубай. Рынок труда в ОАЭ принадлежит работодателю, и он выбирает с кем готов работать и выдвигает свои условия, причем достаточно высокие.

Например, такие требования выделяют к руководящему составу:
• Английский не ниже Advanced
• MBA
• Опыт работы на аналогичной позиции от 5 лет
• Средний уровень заработной платы коммерческого директора в ОАЭ составляет 15 тыс. дирхам (около 285 тыс. рублей) в месяц.
При этом работодатель оплачивает сотруднику:
• Лицензию на работу сотрудника. Это примерно 7500 дирхам (примерно 140 000 рублей) за 2 года.
• Аренду квартиры. Для разных позиций предусмотрены разные уровни апартаментов. Если это менеджер, то компания-работодатель снимет ему однокомнатную квартиру. Для линейного сотрудника снимают квартиру с тремя спальнями, при этом в каждой из комнат живут от 2 до 5 человек.
• Транспорт. В Дубае плохо развит общественный транспорт, поэтому часто компания организовывает трансфер от места проживания сотрудника до места работы.
• Питание на рабочем месте.
• Билет на самолет в родную страну 1 или 2 раза в год.
• Минимальная страховка

Небольшой блиц самых важных вопросов
Какой бизнес я бы точно не открыл в Дубае?
1. Не стоит открывать ресторанный бизнес. Эта ниша с высокой конкуренцией. При этом всю маржу забирает арендодатель, так как стоимость аренды достаточно высокая.
2. Не стоит заниматься строительством. В Дубае работают богатые девелоперские компании. Туда очень сложно попасть.

С чем нужно быть аккуратным в ОАЭ?
В выборе консультантов. Берите ориентир на иностранцев и на тех, кто живет в ОАЭ более 5 лет. Эти люди точно знают основные законы, требования государственных инстанций и разные лазейки.

Чего не стоит делать?
Приходить на встречи в шортах, даже если на улице +40 градусов. Человека в шортах не воспринимают всерьез. Лучший дресс-код на деловые встречи – брюки и рубашка.

Что я сделаю в первую очередь, когда откроется первый «Жизньмарт» в Дубае?
В «Жизньмарт» в России мы размещаем первую полученную купюру на стене в рамку. Буду следовать принятой традиции!

«Жизньмарт»

Российская сеть продуктовых магазинов у дома «Жизньмарт» начала свою историю с 2019 года, открыв первый магазин в Екатеринбурге. Спустя три года сеть стала федеральной и на данный момент насчитывает более 70 магазинов. Они работают в Свердловской области, Петербурге, Уфе, Челябинске и Тюмени. В 2023 году в планах компании выйти на международный уровень.