Работать я начала в 17 лет и все-время чувствовала, что во мне есть предпринимательская жилка, и я хочу открыть свое дело. Идея первого бизнеса возникла из личного запроса. Родился ребенок, у меня было стремление отдать его в лучший детский сад. Не нашла и пришлось сделать самой. Сперва открыла маленькую мультипликационную студию, которая потом переросла в детский сад, а потом и в сеть «Интересный детский сад», а вскоре и «Интересную школу».

Так как мне всегда было сложно усидеть на месте, и я всегда горю желанием делать что-то новое, я решила осуществить давнюю мечту — создать бренд детской одежды. Моя мама была модельером, и я любила проводить время у мамы на работе. Новый проект опять был связан с рождением ребенка. Рождение дочери Анны (первые 4 ребенка – мальчики) вдохновило меня вернуться к своему давнему увлечению.

Более того, я столкнулась с тем, что на рынке не хватает удобной, стильной и качественной одежды, особенно платьев. Выбор лежал между вещами из масс-маркета, которые достаточно быстро изнашиваются и люксовыми марками. Мне захотелось создать качественную модную детскую одежду, которая стоит адекватных денег.

Это был абсолютно новый для меня проект, но так как я много лет занимаюсь предпринимательством, то осознавала: главное что нужно помнить — любой бизнес раскладывается на части.

К большой цели можно прийти маленькими шажками, развиваться органически и не бежать вперед паровоза, чтобы избежать лишних экспериментов, траты денег, времени и сил.


Первыми клиентами стали посетители моего детского сада, а также знакомые с детьми. Подготовка первой новогодней коллекции заняла примерно полгода. Она состояла из десяти вещей. В октябре 2019 года коллекция была готова. Она была воспринята на ура, за месяц удалось распродать почти все вещи. Кроме этого, я собрала ценную обратную связь: чего бы хотелось родителям видеть в одежде, какие материалы, крой им нравится и т.д. Вложения в запуск проекта составили 5 млн рублей. Бренд получился именным — Zhanna&Anna.

После успешного старта, я уже распланировала весенние и летние коллекции, но грянула пандемия и нужно было срочно вносить коррективы. Я переориентировалась на casual-костюмы для мам и детей, которые пришлись очень кстати и хорошо продавалась в период, когда все сидели дома. А затем я запустила линейку одежды Back to school. Она визуально была максимально приближенная к школьной форме. Свитшоты с принтами-иллюзиями в виде платьев с воротничками и костюмов-троек, помогали детям почувствовать себя учениками, находясь дома на zoom-уроках. На тот момент мы продавали вещи через социальные сети, потому что магазины были закрыты.

Когда ситуация начала стабилизироваться, я понимала, что нужно выходить на новую ступень. И поставила амбициозную цель — представить бренд в ЦУМе. Я хотела как можно быстрее заявить о себе на рынке, а это можно было сделать через площадку, о которой знают все.

Долго писала письма, предлагала посмотреть одежду, не получала обратную связь, но не сдавалась. И, наконец, в июле менеджеры ЦУМа пригласили меня на встречу. Они заинтересовались нашей капсулой Back to school и попросили отшить вещи к августу. Пришлось использовать все ресурсы, искать ткани, подключать лучших менеджеров, чтобы успеть к сроку, но мы справились.

Результаты превзошли все ожидания – было зафиксировано 80% продаж от всей коллекции. По словам менеджеров, это очень высокий показатель, обычно новички не проходят порог 15%.


После этого ЦУМ пролонгировал договор, и сейчас мы поставляем им всю нашу матрицу детской одежды.

Помимо премиальных площадок мы выстраивали сотрудничество и с небольшими мультибрендовыми магазинчиками. Будучи заинтересованными в расширении клиентской аудитории – не одноразовой, а постоянной – снижали для таких точек сумму закупки, давая возможность на практике проверить спрос на нашу продукцию.
По сути ЦУМ стал нашим пропуском на fashion-рынок.

Если говорить о сегодняшнем дне, то для нас дела обстоят лучше, чем в период пандемии. Магазины открыты, множество европейских брендов ушли с российского рынка. Мы восстановили все офлайн-площадки: ЦУМ, ДЛТ, «Винни», сеть детских магазинов «Кенгуру», собственный бутик ТРК «РИГА МОЛЛ» и шоу-рум на территории «Интересного сада» в поселке Александровка. С марта наши вещи продаются в магазинах наших партнеров Ереване, Махачкале, Новосибирске. В скором времени добавятся Казахстан, Азербайджан и т.д.

Покупательская способность сейчас разная, но она есть. Бренды чувствуют себя по-разному, в зависимости от их стратегии развития. Конечно, часть из них будут вынуждены закрыться из-за подорожания сырья: ткани и фурнитура. Даже если ткани были заказаны не в Европе, а в Турции или Китае за доллары или юани, то логистика все равно подорожала. Например, дороже стала доставка Cargo из Китая.

Цены, безусловно, будут расти, на 20-30% уже этой весной-летом.

Тем не менее на части складов еще остаются ткани, которые были закуплены до введения санкций, и порядочные продавцы не повышали цену. Мы все это скупаем на несколько сезонов вперед (осень-зима, весна-лето). 


Как будут обстоять дела в дальнейшем, сказать сложно. Но в целом прогноз для рынка может быть положительным, если мы решим вопрос с комплектациями изделий, с фурнитурой и сырьем.

Ткани, которые мы заказывали из Европы (Италии и Испании) и не можем найти аналогов здесь, подорожали в несколько раз, дизайнеры ищут им альтернативу. В России мы можем заказывать лен, трикотаж. Сейчас ищем партнеров в Свердловской области, изучаем производителей в Монголии для поставки кашемира. Объемы производство за месяц у нас увеличились в три раза. Партнеров стало больше. Что будет завтра, предсказать невозможно, поэтому мы исходим из сегодня и адаптируемся. Тем не менее, я надеюсь, что сегодняшний кризис — это время взлета российских брендов одежды.